К 150-летнему юбилею Константина Станиславского его родной театр подготовил необычный спектакль
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения легендарного режиссера, актера и педагога Константина Станиславского. В честь юбилея в Москве откроются сразу несколько выставок. Одна из них начнет работу в доме-музее великого режиссера, и еще одна - в его родном МХТ имени Чехова. А на основной сцене Художественного театра сегодня премьера - спектакль "Вне системы", который расскажет о неизвестном Станиславском.
При слове Станиславский сразу вспоминается стереотипное: "Театр начинается с вешалки", "Не верю!" и знаменитая система, которую многие до сих пор считают незыблемой основой русского театра. К 150-летнему юбилею основателя Московского Художественного театра, в самом МХТ намеренно отходят от всех стереотипов и шаблонов. Не случайно юбилейный спектакль на этой сцене называется "Вне системы".
На подмостках ни одного придуманного слова. Только переписка, дневники, злобные доносы и противоречивые воспоминания. На сцене с ним спорят и соглашаются сторонники и противники, ученики - Вахтангов, Мейерхольд, Сулержицкий и чаще всего вечный соратник-оппонент Немирович-Данченко. А писатель Захар Прилепин от лица Горького обещает с экрана новую пьесу "Дачники". Она, кстати, Станиславскому не понравится. Из этого многоголосия и хроники той эпохи возникает не образ, не легенда, а живой человек - Константин Сергеевич Алексеев, псевдоним - Станиславский.
"Это документальный фильм на сцене, когда очень много слоев: и музыка, и экран, и видео, и театральная, и чтецкие работы. Здесь задействованы режиссеры, которые учат студентов. И режиссеры на этом прогоне были сегодня слабее всех, они подтянутся", - говорит народная артистка России Евгения Добровольская.
Поставленнный режиссером Кириллом Серебренниковым спектакль вобрал в себя не только лучшие силы МХТ. На сцене весь цвет современного российского театра. Сменяют друг друга оперный режиссер Дмитрий Черняков и драматург Михаил Угаров, кружит фуэте, как строчки телеграмм из Парижа возлюбленная Станиславского - Айседора Дункан - Илзе Лиепа, а вот встреча мэтра во время заграничных гастролей с актером Михаилом Чеховым.
В финале совсем другой Станиславский - глубоко больной и умирающий, потерявший во время сталинских репрессий родственников, соратников и друзей.
А когда опустится занавес, за кулисами будут обсуждения и последние штрихи перед премьерой. Этого не увидит зритель, как и не узнает он ответа на вопрос: а Станиславскому бы понравилось?
"Местами, не слишком часто", - считает народный артист СССР Олег Табаков.
И ни слова о системе Станиславского, о которой, наверно, написаны уже сотни томов. Но, пожалуй, лаконичней всех сегодня сказал Константин Хабенский: "У нас на входе в театр написано: "Проще, легче, веселее". Это их слова, это их девиз. Это должно быть радостно, это должно захватывать, это должно находить отклик в зале.- вот и вся система".