В Россию возвращается мода на грампластинки
Ценители говорят, что виниловых пластинок особый - тёплый звук, который не может повторить цифровая копия. Музыканты не заставили себя долго ждать и выпускают первый российский альбом на виниле в этом веке.
Меломаны этот момент могут назвать историческим. После 18-летнего перерыва в свет выходит первая пластинка с пометкой - ''сделано в России''. Это и о музыке, и о виниле, на котором она записана.
''Машина времени'', Земфира, ''Cплин'' и десяток других рок-команд, которые в силу своей молодости никогда не издавались на виниловых носителях. На пластинках они могут теперь зазвучать по-новому.
"Эти блоки использовались на студии ''Abbey Road''. И до сих пор используются. В частности, на них писались легендарные Beatles. Возможно, даже через эти блоки", - рассказывает ведущий звукорежиссёр мастеринг студии Яков Захваткин.
Сам процесс производства грампластинок достаточно сложный. Сначала с помощью сверхпрочной рубиновой иглы на лаковую заготовку нарезаются музыкальные дорожки. Затем диск покрывают тонким слоем серебра и раствором никеля. Застывший металл осторожно снимают. Эта ''матрица'' впоследствии и выйдет в тираж.
Винил в гранулах он больше похож на чёрную икру. Чтобы этот материал стал пластинкой, на станке его отправят под пресс и нагреют. В это сложно поверить, но музыка рождается при температуре 180 градусов Цельсия. Здесь пластинки пекут, словно горячие пирожки.
В середине 90-х, когда цифровая музыка и компакт-диски завоёвывали не только умы, но и прилавки, казалось, что эра виниловых пластинок навсегда осталась в прошлом. Оборудование для производства винила - формата, который тогда считался устаревшим, было потеряно и распродано. Какого же было удивление специалистов сейчас, когда на станках, купленных в Британии, они увидели старые инвентарные номера с ещё советской ''Мелодии''.
Профессиональному диджею пластинки дают возможность почувствовать музыку в прямом смысле руками. И хотя современные вертушки давно могут свести или смикшировать музыку самостоятельно, настоящей импровизации и простого человеческого тепла никакие цифровые технологии не заменят.
К тому же, на модных дискотеках винил - это не только качественный звук, но и неотъемлемая часть шоу.
"Музыка с винила звучит как-то теплее. Это трудно объяснить. Это примерно, как если ты оказываешься в своём родном городе, или же ты находишься в чужом городе. Вот слушать винил - это как оказаться в своём родном городе", - считает DJ Mos Стас Амосов.
В центре социальной защиты Димитровграда танцы каждые выходные. Старенькая радиола ''Урал'' хоть и шипит, но ещё в строю. Дискотека под виниловые пластинки здесь - это прежде всего способ вспомнить молодость.
Всплеск интереса к винилу заметен и в музыкальных магазинах, и на крупных международных ярмарках. В очередь выстраиваются не только опытные ценители музыки, но и молодёжь.
"Послушать классику, или джаз, или рок в том виде, в котором это изначально было задумано исполнителями, можно только вернувшись к первоисточнику, то есть к виниловым пластинкам", - говорит коллекционер пластинок Евгений Голубев.
Только в прошлом году производство винила в Европе выросло на 60%. Чем это объяснить? Возможно, людям стало просто неинтересно слушать бесконечные цифровые копии.
"В тот момент, когда ты можешь любую песню просто одним щелчком загрузить или даже бесплатно. И как бы в противовес этой простоте доступа к музыке возникла, наверное, эта мода на музыку как какой-то объект поклонения, объект фетишизации. Людям, которые интересуются музыкой, не хватает каких-то настоящих ощущений. Винил, безусловно, даёт эти ощущения, и поэтому он востребован", - считает музыкальный обозреватель газеты ''Коммерсант'' Борис Барабанов.
Мировые звукозаписывающие гиганты на изменения рынка отреагировали мгновенно. На музыкальных прилавках появились новые пластинки как мировых звёзд, так и наших исполнителей. Так что коллекционеры и меломаны могут начинать новую охоту за винилом.