«Три века петербургского балета» промелькнули всего за один вечер
В театре Станиславского и Немировича-Данченко состоялся грандиозный гала-концерт учеников академии русского балета имени Вагановой. На одной сцене собрались как еще совсем юные танцоры, так и мировые звезды. Этот спектакль открыл программу мероприятий в честь 275-летия старейшего танцевального учебного заведения России.
Деревянные брусы натерты до блеска. Почти три века балерины оттачивают у этих станков плие и батманы. 10-летняя Женя терпеливо отрабатывает движение за движением. "Балерина должна быть нежной, сильной, упорной, с терпеливым характером", - говорит Женя Стебко.
Ее первое выступление на сцене - и сразу со звездами мирового балета, а несколько лет назад такими же, как и она, вагановцами.
"Я когда приехала, ходила и трогала эти стены, представляла, как здесь ходила маленькая Уланова, училась Павлова", - вспоминает Светлана Захарова.
Для московского зрителя прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина танцует "Умирающего лебедя". Когда-то Михаил Фокин поставил его еще для одной бывшей студентки Вагановского Анны Павловой. Перечислять выпускников Академии - как перелистывать лучшие страницы истории русского балета. Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Марина Семенова, Галина Уланова...
В старинном здании на улице зодчего Росси императрица Анна Иоанновна открыла танцевальную школу, чтобы иноземной поступи мальчиков и девочек обучали иностранные учителя. Через несколько десятков лет уже русским сезонам будет рукоплескать весь мир, а выпускники этого училища обучать иностранцев неповторимому стилю русского балета.
Худруководитель труппы Джордж Баланчин окончил училище и с 1924 года работал в театрах Европы и Америки. А методика преподавания Агриппины Вагановой - она возглавила училище в начале 20 века - стала каноном классического танца во всем мире.
"Я это называю дыханием, когда движение спины, руки начинается не просто волной, а каким-то дыханием, - рассказывает Диана Вишнева. - Я могу не знать балерину, но от одного движения пор де бра могу сказать, что это русская школа".
"Поворот головы, кончики пальцев ног должны сочетаться и продолжаться в кончиках пальцев рук. Это некая логика золотого сечения и некая золотая середина, когда все в гармонии сочетается", - говорит Ульяна Лопаткина.
В таком составе Академия русского балета Вагановой приезжала в столицу четверть века назад. Более 200 исполнителей: первоклашки, которые впервые вышли на большую сцену, студенты старших курсов и несколько поколений блистательных исполнителей, которые изменили свои гастрольные планы чтобы приехать в Москву на этот вечер.
Получился не обычный гала-концерт, а танец об истории академии - путешествие длиной в три века русского балета.