В Москве на 96-м году жизни скончался выдающийся режиссер-мультипликатор Федор Хитрук
В Москве скончался мультипликатор, режиссёр и сценарист Федор Хитрук. За 20 лет работы режиссером он сделал лишь 15 картин, но в его случае дело совсем не в количестве. Он начал с "Истории одного преступления", а закончил притчей "Лев и бык", а между ними были три "Винни-Пуха", и "Каникулы Бонифация", и "Фильм, фильм, фильм". Еще 200 персонажей для сотни рисованных и кукольных фильмов Хитрук создал как аниматор.
Неуклюжих и забавных медвежат ему дарили, как талисманы на счастье и долгую жизнь. И такие подарки, особенно от взрослых, которые когда-то тоже были детьми, были для Фёдора Хитрука особенно дорогими.
"И Бонифаций, и Винни-Пух - это, в общем, родные, уже близкие персонажи, с которыми ты советуешься, живёшь. И они в тебе живут", - говорит художник-мультипликатор Александр Петров.
О том, что в Советском Союзе есть свой собственный Винни-Пух, потрясающе добрый и смешной, в мире не знали. А когда узнали, то, не сомневаясь, назвали мульфильм, одним из авторов которого был великий выдумщик Фёдор Хитрук, лучшим на свете.
"Его бы арестовали, потому что мы, конечно же, не купили лицензию. Мы наплевали на авторские права. Мы по наивности своей детской вообще не знали, что такое авторское право", - говорил кинорежиссер-мультипликатор, народный артист СССР Фёдор Хитрук.
Он был потрясён, когда увидел на экране творения великого Уолта Диснея. И уже в 20 лет работал на студии "Союзмультфильм". Потом была война, пехотное училище и тяжёлый путь к Победе, которую Фёдор Хитрук застал в Вене. К счастью, он вернулся в мультипликацию, чтобы всю оставшуюся жизнь дарить детям и взрослым добро и чудо.
Это он придумал так называемые "мультфильмы для взрослых". Сказки для тех, кто давно уже вырос из коротких штанишек и не заплетает косичек. "История одного преступления" сначала вызвала шок даже у профессионалов. Такого на советских экранах ещё не было.
"Народный артист СССР, потому что профессия мультипликатора сродни актёру. Он рисует, пропуская это через себя! Он играет на бумаге! Играл он потрясающе", - вспоминает художник-мультипликатор Гарри Бардин.
"Фильм, фильм, фильм" Хитрук снял о себе. Обо всех страданиях, разочарованиях и нервотрёпке, которые он пережил, связавшись с кино, Хитрук рассказал с фирменной иронией. "Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились", - вспоминал он.
Он обожал рассказывать и показывать, как рождались его мультфильмы, как на бумаге, шаг за шагом, оживали люди и звери. И почему нужно было иметь нечеловеческое терпение, ведь на одну историю уходили месяцы и годы.
"Сейчас уже мультипликаторы будут делиться на тех, кто его знал и с ним работал, на тех, кто его просто знал и видел, и на тех, кто знал его фильмы, но его никогда не видел, и с ним никогда не общался. И это - несчастные люди", - говорит мультипликатор, режиссёр Юрий Норштейн.
Говорили, что Бонифаций - это и есть сам Федор Хитрук. Добрейший лев трудился в Африке круглые сутки. И в этом его собственная жизнь - он знал, что приносил нам радость, и считал, что у него не было ни времени, ни права на огорчения и усталость.
"Дети наделены безграничной фантазией. И тут они становятся в один ряд с самим искусством, где действительно всё возможно. Анимация идёт от слова "душа", - говорил Фёдор Хитрук.