Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
1 декабря 2012, 21:11

В Москве воссоздали самую скандальную художественную выставку советского времени

Сегодня эти абстрактные картины, которые удостоились самых нелестных эпитетов, можно снова увидеть в Манеже. Главным критиком  художников выступил тогда Никита Хрущев.

Художник Павел Никонов - один из участников той самой, нашумевшей выставки в Манеже. Сегодня, глядя на экранизированную версию той встречи с Хрущевым, улыбается, но в 1962 году, вспоминает, было не до смеха. Это теперь его "Геологи" - во всех хрестоматиях, а работы - в лучших музеях, а тогда герои труда, нарисованные не по канонам соцреализма, вызвали настоящую ярость главного человека в стране. 

"Что за советский человек, а где героизм, а где энтузиазм, почему они такие все унылые, что же это такое, что художник этим хотел сказать?" - вспоминает народный художник России Павел Никонов реакцию на свою картину.

В 60-х на Западе стали появляться первые публикации о современных советских абстракционистах. Дома же художники-неформалы показывали свои работы только в узких кругах. Им посоветовали принять участие в проходившей тогда в Манеже выставке 30-летия МОСХ - Московского союза художников. Так под одной крышей оказалось - 200 с лишним работ. Неожиданно выставку посетил лично Хрущев и, как писали тогда советские газеты, подверг ее резкой критике. На самом деле первый секретарь ЦК КПСС, мягко говоря, не стеснялся в выражениях.

"Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам - 10 лет, а этим орден должен быть? Не хотите с нами идти в ногу? Получите паспорт, уходите. Мы в тюрьму вас не посылаем. Пожалуйста, вам нравится Запад? Пожалуйста!" - говорил Никита Хрущев.

Так началась война с искусством, в котором все не по-советски.

"Абстракционизм воспринимался руководством нашей страны как буржуазное влияние, вот единственная их претензия к движению абстракционистов", - вспоминает Павел Никонов.

Больше всего Хрущева возмущало, что художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а народ их искусство не понимает. И как с такой мазней идти в коммунизм?

"Мы оцениваем: положение у нас хорошее, но много и мусора, надо чистить. Мы не можем мимо пройти, как наблюдатели. Знаете, как на берегу стоит человек и смотрит, плывет и хорошее и дерьмо, и он совершенно одинаково относится, это же течение", - говорил Никита Хрущев.

Ни в КПСС, ни в Союзе художников почти никто из участников выставки не состоял. Скульптору Эрнсту Неизвестному в Манеже досталось от Хрущева едва ли не больше всех. Тут на ракеты металла не хватает, а он расходует его на свое "так называемое искусство".

"То, что он нес - хамский язык - черт с ним, он просто чушь нес. Но он нес ее с такой внутренней убежденностью и так открыто, что было даже стыдно слушать", - вспоминает скульптор Эрнст Неизвестный.

Сам того не желая, Хрущев сделал экспозиции настоящую рекламу - уже на следующий день у входа выстроились огромные очереди желающих хоть одним глазком взглянуть на запрещенное искусство.

Полвека спустя в Манеже решили воссоздать атмосферу скандальной выставки. На стенах работы тех самых запрещенных авангардистов, многие сегодня - мегазвезды, и наглядный след гнева вождя.

"На работу Мечникова "Карьер", где в общем прекрасная графика, он (Хрущев) прямо плюнул. Здесь есть плевок, который потом художник обвел. Он утверждает, что это плевок Никиты Сергеевича", - рассказывает художник Алексей Трегубов.

На самого Первого секретаря ЦК КПСС большинство участников той выставки зла не держат, уверены: его на них натравили придворные художники и номенклатура.

А на Новодевичьем кладбище теперь стоит черно-белый памятник Хрущеву работы Эрнста Неизвестного. На вопрос, почему он согласился его сделать, скульптор обычно отвечает: "Я его давно простил. Художник не может быть злопамятней политика".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей