В Москве открылась экспозиция к 50-летию разгрома «Манежной выставки»
Ценителей искусства сегодня объединил своеобразный юбилей: в центре Москвы решили воссоздать атмосферу скандальной выставки художников-авангардистов в Манеже. На том же месте в тот же час - только полвека назад они представили публике свои работы. Это был 1962 год, посетивший экспозицию руководитель СССР Никита Хрущёв оказался не готов к восприятию таких произведений и обрушил на головы авторов потоки критики и крепких выражений.
Художник Павел Никонов - один из участников той самой, нашумевшей выставки в Манеже. Сегодня глядя на экранизированную версию той встречи с Хрущевым улыбается, но в 1962 году, вспоминает, было не до смеха. Это теперь его "Геологи" - во всех хрестоматиях, а работы - в лучших музеях, а тогда герои труда, нарисованные не по канонам соцреализма, вызвали настоящую ярость главного человека в стране.
"Что за советский человек, а где героизм, а где энтузиазм, почему они такие все унылые, что же это такое, что художник этим хотел сказать?" - вспоминает народный художник России Павел Никонов реакцию на свою картину.
В 60-х на Западе стали появляться первые публикации о современных советских абстракционистах. Дома же художники-неформалы показывали свои работы только в узких кругах. Им посоветовали принять участие в проходившей тогда в Манеже выставке 30-летия МОСХ - Московского союза художников. Так под одной крышей оказалось - 200 с лишним работ. Неожиданно выставку посетил лично Хрущев и, как писали тогда советские газеты, подверг ее резкой критике. На самом деле первый секретарь ЦК КПСС, мягко говоря, не стеснялся в выражениях.
"Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам - 10 лет, а этим орден должен быть? Не хотите с нами идти в ногу? Получите паспорт, уходите. Мы в тюрьму вас не посылаем. Пожалуйста, вам нравится Запад? Пожалуйста!" - говорил Никита Хрущев.
Так началась война с искусством, в котором все не по-советски.
"Абстракционизм воспринимался руководством нашей страны как буржуазное влияние, вот единственная их претензия к движению абстракционистов", - вспоминает Павел Никонов.
Больше всего Хрущева возмущало, что художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а народ их искусство не понимает. И как с такой мазней идти в коммунизм?
"Мы оцениваем: положение у нас хорошее, но много и мусора, надо чистить. Мы не можем мимо пройти, как наблюдатели. Знаете, как на берегу стоит человек и смотрит, плывет и хорошее и дерьмо, и он совершенно одинаково относится, это же течение", - говорил Никита Хрущев.
Ни в КПСС, ни в Союзе художников почти никто из участников выставки не состоял. Скульптору Эрнсту Неизвестному в Манеже досталось от Хрущева едва ли не больше всех. Тут на ракеты металла не хватает, а он расходует его на свое "так называемое искусство".
"То, что он нес - хамский язык - черт с ним, он просто чушь нес. Но он нес ее с такой внутренней убежденностью и так открыто, что было даже стыдно слушать", - вспоминает скульптор Эрнст Неизвестный.
Сам того не желая, Хрущев сделал экспозиции настоящую рекламу - уже на следующий день у входа выстроились огромные очереди желающих хоть одним глазком взглянуть на запрещенное искусство.
Полвека спустя в Манеже решили воссоздать атмосферу скандальной выставки. На стенах работы тех самых запрещенных авангардистов, многие сегодня - мегазвезды, и наглядный след гнева вождя.
"На работу Мечникова "Карьер", где в общем прекрасная графика, он (Хрущев) прямо плюнул. Здесь есть плевок, который потом художник обвел. Он утверждает, что это плевок Никиты Сергеевича", - рассказывает художник Алексей Трегубов.
На самого Первого секретаря ЦК КПСС большинство участников той выставки зла не держат, уверены: его на них натравили придворные художники и номенклатура.
А на Новодевичьем кладбище теперь стоит черно-белый памятник Хрущеву работы Эрнста Неизвестного. На вопрос, почему он согласился его сделать, скульптор обычно отвечает: "Я его давно простил. Художник не может быть злопамятней политика".