Композитор Эдуард Артемьев отмечает 75-летний юбилей
Под его аккорды закрывалась Олимпиада в Москве, закручивалась драма оскароносных "Утомленных солнцем", а никому неизвестные вокалисты, благодаря его творениям, становились эстрадными звездами всесоюзного масштаба. Сегодня отмечает юбилей гуру отечественной электронной музыки, Эдуард Артемьев. Автор саундтреков к более чем 150 кинофильмам и десяткам спектаклей, в свои 75 он продолжает трудиться не покладая рук.
Лишь полминуты музыки для нового фильма и короткое интервью в домашней студии - всё, на что согласился Эдуард Артемьев. Он по-прежнему работает 20 часов в сутки, почти не выходя из квартиры. Впечатления из детства, особенно военные, питают всю его творческую жизнь.
"Огромный истребитель, с крестами. Силуэт пилота, он ещё нам помахал крыльями. Я это никогда не забуду!" - вспоминает Эдуард Артемьев.
Мало кто знает: именно Артемьев написал первые песни для совсем юной начинающей певицы Аллы Пугачёвой. Ведь фильм "Удивительный мальчик", где она пела их за кадром, 40 лет пролежал на полке.
"Очаровательное было создание. Ей тогда было лет 19. Я сразу подумал, что это существо прорвётся далеко и высоко!" - вспоминает Эдуард Артемьев.
С помощью первых компьютеров, поразивших его воображение, Эдуард Артемьев наполнил неземными звуками десятки фантастических фильмов. Огонь московской Олимпиады зажигался и гас под его музыку, которая звучала так не по-советски, что особо бдительные чиновники даже попытались её заменить.
"Они сразу отказались от этой идеи. Ну, как менять музыку, вы что? Мы уже два месяца репетируем под эту музыку. В общем, поскандалили, и всё на этом закончилось", - рассказывает Эдуард Артемьев.
Поэты превращали киномузыку Артемьева в популярные песни. Но его интересовали лишь эксперименты. Чтобы вагонетка в "Сталкере" издавала на стыках потусторонние звуки, а в фильме "Курьер", о молодёжи 80-х, на фоне электроники обязательно звучал бы живой инструмент, он его долго искал и нашёл.
Ему и сегодня особенно важно, чтобы музыка произносила то, что невозможно сказать словами. Он не единожды приглашал в соавторы музыкальных гениев: Баха - для "Соляриса", Бетховена - для фильма "Родня". Но каких трудов стоило Андрею Кончаловскому уговорить Артемьева немного обновить мелодии Чайковского.
"Его иногда надо заставлять, иногда надо бить палками, загонять, в общем, он сопротивляется. Он не уверен в себе как очень большой художник!" - отмечает кинорежиссёр Андрей Кончаловский.
Ему не близки "Битлз" и Мадонна, зато Элвиса Пресли, Майкла Джексона и, конечно, Вангелиса Артемьев считает гениями. Он мечтает когда-нибудь увидеть на сцене рок-оперу "Раскольников", которую сочинял 30 лет. А пока наполняет концертные залы своей легендарной музыкой.
"Это такое чудо, когда твоя вещь звучит!" - говорит Эдуард Артемьев.
Едва прошли концерты в Сибири и на Дальнем Востоке, и накануне юбилея - Москва. Всего на 2 часа, со съёмок в Швейцарии прилетел Никита Михалков, в фильмах которого звучит только музыка Эдуарда Артемьева. И слова друзей вместе с восторгом публики растрогали маэстро до слёз.
"Это трогает до глубины души. Просто иногда комок к горлу подступает. И уж хочется не подвести народ-то", - говорит Эдуард Артемьев.
Композитор в студии и дома, на даче и в путешествиях - самые редкие и эксклюзивные кадры. 1 декабря в 10:50 на Первом канале премьера: документальный фильм "Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире".