В Эрмитаже начали реставрацию Больших часов Штрассера
Механический оркестр - так называют уникальные Большие часы Штрассера, которые когда-то были способны воспроизводить 14 полноценных музыкальных произведений. Пока удалось расшифровать только два барабана с записями. Не исключено, что на одном из оставшихся - неизвестная мелодия Гайдна.
Главный часовщик Эрмитажа едва достает до циферблата самых больших напольных часов в России. Высота корпуса - четыре метра, вес маятника - 43 килограмма. Из-за огромного размера их называют Царь-часы, по аналогии с Царь - колоколом и Царь-пушкой. Часовой механизм известного мастера Иоганна Георга Штрассера отстукивает третий век, а вот механический оркестр от старости расстроился.
Сейчас закрытый на замок корпус пуст. Несколько тонн механизмов - в эрмитажной мастерской. Здесь их разбирают, собирают, заменяют, чистят, чтобы старинная сталь блестела, как новая.
Работал механизм примерно так: барабан крутился, латунные скобки задевали спицы гребенки. Они соответствуют нотам. Деревянные барабаны, предшественники кассет и пластинок - самая ветхая часть. Их придется очистить от вековой пыли, а сгнившие заменить на новые, но предварительно считать с них информацию, сфотографировать, перенести в компьютер, соотнести с нотами.
"Там записана мелодия по 8 оборотов по спирали. Ее надо развернуть в одну линию. И тогда можно будет сделать соответствующие нотные дорожки", - объясняет ведущий конструктор-реставратор Олег Зинатулин.
Уже известно, что часы играли симфонию Гайдна и увертюру к "Волшебно флейте Моцарта". Всего в часах 14 барабанов. Два из них расшифрованы. Что на остальных 12, специалисты пока не знают. Может быть, на валике неизвестная мелодия Гайдна, написанная специально для часовщика.
Для Штрассера работали не только лучшие краснодеревщики, органные мастера, но и композиторы. Поэтому часовщики готовы к сюрпризам. Не исключено, что после реставрации репертуар механического оркестра расширится.
"У меня есть мечта сделать сюда к этому большому один латунный барабан новый. Можно записать какую-нибудь интересную мелодию, может быть, из "Битлов", - делится планами заведующий лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
На расшифровку и ремонт должно уйти не больше полутора лет. К юбилею Эрмитажа, который будут отмечать в 2014 году, часы должны зазвучать снова.