Третьяковская галерея открывает свою крупнейшую выставку в этом сезоне
200 экспонатов в необычном ракурсе представят жанр натюрморта. Мир вещей глазами художников, которые способны увидеть прекрасное в куче мусора или горе объедков.
Путешествие во времени с небывалой скоростью. 100 лет за один шаг. Здесь – XX век, а здесь – уже XIX. Оба произведения – признанная классика и дерзость для своего времени. Сложно сказать, что было революционнее, мусор как высокое искусство или восхищение красотой обычной кастрюли!
Почти две сотни натюрмортов из 15 музеев и частных коллекций России, Белоруссии и Украины. Многие впервые выходят в свет. Это похоже на диалог через века, здесь художники то спорят друг с другом о свете, стиле, вообще взгляде на вещи, то вдруг неожиданно в чем-то соглашаются.
Волков из XIX века и Пивоваров из XXI отвечают авторам пышных голландских и фламандских натюрмортов: красивым может быть самое обычное, смотря как на него посмотреть.
Вечная тема - на Руси есть веселие пить. Кажется, за два века, такова разница между этими картинами, ничего не изменилось. Разве что размер стакана уже другой. А вот одинаковые в жизни цветы на выставке - такие разные.
"Я думаю, это два разных взгляда на жизнь! И две разных задачи, в том числе! Мария Себилла Мериан написала эту акварель в конце XVII века, и прежде всего она изображала два тюльпана. Два редкостных сорта тюльпана. И прекрасно это сделала! А Плавинский, Дмитрий Плавинский, создал свой офорт почти три столетия спустя. И у него, скорее, это символ цветка, отпечатавшийся в каменной угольной пыли; для него это образ вечной жизни, которая никогда не умирает и вечно прорастает сквозь время", - рассказывает куратор выставки Светлана Усачева.
Обратная сторона искусства: кажется, холст просто забыли перевернуть, но это и есть сама картина, так называемая "обманка". А так любил шутить Петр I: наставит картин в своем кабинете и потешается, когда подданные пытаются взять нарисованные книги. Ему в ответ шутка из ХХ века: Тер-Оганьян на жизнеописание Плутарха наклеивает фото никому неизвестного человека.
Выставленные бок о бок, они скорее смысловой фон друг для друга, который должен помочь ответить, пожалуй, на главный вопрос выставки: классики могут быть современными? А современники стали классикой?
"Мы ставили перед собой задачу зрителя и специалистов по-новому, взглядом человека XXI века посмотреть на классические произведения века XVIII, XIX, и совершенно в ином контексте увидеть работы современных художников, и мне кажется, эта выставка, конечно, рассчитана на интеллектуальную игру", - отмечает директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
На экспозиции, пожалуй, нет пары только у этого натюрморта. Гости разошлись, оставив грязную посуду и объедки. Конец истории, начало искусства. И отправная точка для размышлений. О жизни и ее красоте.