Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
1 ноября 2012, 21:27

Третьяковская галерея открывает свою крупнейшую выставку в этом сезоне

200 экспонатов в необычном ракурсе представят жанр натюрморта. Мир вещей глазами художников, которые способны увидеть прекрасное в куче мусора или горе объедков.

Путешествие во времени с небывалой скоростью. 100 лет за один шаг. Здесь – XX век, а здесь – уже XIX. Оба произведения – признанная классика и дерзость для своего времени. Сложно сказать, что было революционнее, мусор как высокое искусство или восхищение красотой обычной кастрюли!

Почти две сотни натюрмортов из 15 музеев и частных коллекций России, Белоруссии и Украины. Многие впервые выходят в свет. Это похоже на диалог через века, здесь художники то спорят друг с другом о свете, стиле, вообще взгляде на вещи, то вдруг неожиданно в чем-то соглашаются.

Волков из XIX века и Пивоваров из XXI отвечают авторам пышных голландских и фламандских натюрмортов: красивым может быть самое обычное, смотря как на него посмотреть.

Вечная тема - на Руси есть веселие пить. Кажется, за два века, такова разница между этими картинами, ничего не изменилось. Разве что размер стакана уже другой. А вот одинаковые в жизни цветы на выставке - такие разные.

"Я думаю, это два разных взгляда на жизнь! И две разных задачи, в том числе! Мария Себилла Мериан написала эту акварель в конце XVII века, и прежде всего она изображала два тюльпана. Два редкостных сорта тюльпана. И прекрасно это сделала! А Плавинский, Дмитрий Плавинский, создал свой офорт почти три столетия спустя. И у него, скорее, это символ цветка, отпечатавшийся в каменной угольной пыли; для него это образ вечной жизни, которая никогда не умирает и вечно прорастает сквозь время", - рассказывает куратор выставки Светлана Усачева.

Обратная сторона искусства: кажется, холст просто забыли перевернуть, но это и есть сама картина, так называемая "обманка". А так любил шутить Петр I: наставит картин в своем кабинете и потешается, когда подданные пытаются взять нарисованные книги. Ему в ответ шутка из ХХ века: Тер-Оганьян на жизнеописание Плутарха наклеивает фото никому неизвестного человека.

Выставленные бок о бок, они скорее смысловой фон друг для друга, который должен помочь ответить, пожалуй, на главный вопрос выставки: классики могут быть современными? А современники стали классикой?

"Мы ставили перед собой задачу зрителя и специалистов по-новому, взглядом человека XXI века посмотреть на классические произведения века XVIII, XIX, и совершенно в ином контексте увидеть работы современных художников, и мне кажется, эта выставка, конечно, рассчитана на интеллектуальную игру", - отмечает директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

На экспозиции, пожалуй, нет пары только у этого натюрморта. Гости разошлись, оставив грязную посуду и объедки. Конец истории, начало искусства. И отправная точка для размышлений. О жизни и ее красоте.

Читайте также: