В Москве открылась выставка «Большое колесо продолжает вращаться» английского художника Марка Куинна
Критики часто говорят, что его манера не обладает отчетливыми характеристиками. Он часто меняет сюжеты и концепции, работает в разных технологиях. Иногда кажется, что в его персональной выставке принимают участие как минимум три разных художника. Но даже если это и так, лучше посмотреть всех трех, чем не увидеть одного Марка Куина.
На рассвете, пока автомобильное движение ещё не такое оживлённое как днём, одну из центральных улиц Москвы, Остоженку, пришлось ненадолго перекрыть. Водители переживали, сигналили, но бесполезно. Специальным кортежем из Лондона в российскую столицу доставили сотни тонн актуального искусства.
Последние метры от внешнего мира к внутреннему пространствут Мультимедиа Арт-Музея - самые сложные. Экспонаты новой выставки британского художника и скульптора Марка Куинна оказались такими большими, что контейнеры с ними грузчики буквально проталкивали через служебный вход.
Казалось, что все переживания остались в прошлом, но как только коробки открыли, все ахнули. Трещина на скульптуре ''Археология желания''. И этот свет, исходящий от широкоформатных полотен, который будто бы полился изнутри. Какая уж тут игра сознательного и бессознательного.
Уже 20 лет Марк Куинн выдаёт одну сенсацию в мире современного искусства за другой. Последний его подарок публике - статуя беременной британской художницы Элиссон Лэппер. Не имея рук, она пишет картины. Лэппер стала одним из символов преодоления на открытии Паралимпийских игр в Лондоне.
Гигантскую скульптуру Элиссон в Москву не привезли. Зато доставили другую знаменитую работу - ''Летучий дух'' в виде головы самого Куинна. Интересно, что первую такую голову он сделал из собственной замороженной крови. А другая - уже из вина, словно отсылает к личной истории Марка, лечившего от алкоголизма.
"Это не просто изображение меня. Эта скульптура сделана из вина и крови - материала, который извлечён из меня. Таким образом, она становится настолько близка мне, насколько это только возможно. Неодушевлённый объект становится практически одушевлённым", - говорит английский художник, скульптор Марк Куинн.
Наблюдать за удивительными превращениями неодушевлённого в одушевлённое днём и ночью будет мальчик-зомби. Лицо и тело зомби-боя всё в татуировках. Как теперь понять, кто он больше: герой комиксов или средневековых плясок смерти?
Соединить казалось бы не соединимое: генетику и 3D-графику. Например, чтобы сделать огромную скульптуру ракушки, настоящую морскую раковину Куинн сначала отсканировал, а затем, используя компьютерный генетический код, увеличил. Электронная репродуктивная система сработала безупречно. Так на свет появилось это произведение искусства.
Чистый образ, лишённый слов. Это относится и к скульптуре супермодели Кейт Мосс. Словно застигнутая врасплох на занятии по йоге, она воплощает идею совершенного человека. Безупречны в своём безмолвии и замороженные цветы, и даже радужные оболочки глаз. Вот оно, почти материальное воплощение глобализации.
"Биометрия человека, кроме генетического кода, заключается в его отпечатке пальцев и в том, как устроена радужная оболочка его глаза. И мы видим у Марка Куинна серию этих работ, которые тоже являются этим самым генокодом, которым является кровь, которым является замороженный цветок. Для того чтобы потом мы увидели заново живую красоту", - говорит директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств Ольга Свиблова.
Живая красота Куинна - из плоти и крови. Разгадывать её генетический код бесполезно. Она улетучивается где-то наверху, в облаке из парящих и кружащихся в танце моделей самолётов.