Театральные школы со всего мира собрались в Москве на сцене МХТ имени Чехова
Фестиваль "Открытый урок: Станиславский продолжается" задумывался профессионалами для профессионалов, но оказалось, даже избалованная столичная публика встречает театральные эксперименты на ура.
Старый капрал, располневшая балерина, дама в образе смерти и некогда дорогая, сломанная кукла. А где же отец, почему его нет в этом сумасшедшем танце марионеток? По сцене МХАТ мечется английский студент актерского факультета Джек Джилл. В одном лице он воплощает и польского довоенного писателя Бруно Шульца и его литературного героя Йозефа, который отправился на поиски отца, навсегда потерявшись во времени.
"Для нас важна не история, как сын ищет отца, а сам механизм памяти. Как она устроена, какие обрывки жизни бережно хранит в своем сундуке, а какие просто стирает в пыль. Работа человеческой памяти и есть самое интересное исследование", - говорит польский режиссер Анджей Велмински.
По словам организаторов фестиваля "Станиславский продолжается", для них самое интересное - чем живут известные театральные школы мира. В Англии, например, вообще не учат режиссерскому ремеслу. Режиссеры вырастают из актеров. Поэтому с третьекурсниками сегодня работают польские постановщики - Анджей и Тереза Велмински. В мистическом спектакле "Страницы из книги" они предлагают студентам полную свободу: выражайте своих героев чем угодно, хоть старым чемоданом. И чемодан оживает.
"Многие предметы в нашей постановке олицетворяют персонажей. В этом портфеле - вся жизнь моего героя, его детство, его воспоминания, его переживания. Мне даже кажется, когда я играю, в саквояже бьется чье-то сердце", - говорит английский актер Джек Джил.
А вот как передать биение сердца подростка? Студенты будапештского университета театра и кино знают точно - через кукол. Поскольку по венгерским традициям будущих драматических актеров и артистов-кукольников четыре года подряд обучают вместе. В итоге, студенты могут вдохнуть жизнь не только в марионеток, но и в обычных пластмассовых младенцев из магазина игрушек.
Виниловые пупсы - полноценные участники спектакля. Но в данном случае - они не мужчины и женщины, и даже не их дети, а те мысли и чувства, которые испытывают люди во время взросления.
"Наша пьеса "Пробуждение весны" о том, как трудно понять подростков, и как им самим трудно разобраться в жизни. И вот эти куклы, такие угловатые, без мимики, с застывшими кривыми ножками, помогают моей 14-летней героине выразить свои желания", - рассказывает венгерская актриса Марчела Андрюшко.
Возможно, такие эксперименты и шокировали бы Константина Станиславского, шутит ректор школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский, но новаторство у великого режиссера было в крови, а потому посвящать мэтру такой авангардный фестиваль вполне уместно.
"Есть одна история про Станиславского. Одна актриса все время записывала, что он говорил, а потом спустя два месяца пыталась напомнить: "Вы нам не то сказали, вы два месяца назад говорили не то". Кто, я говорил? Я был пьян. Это была шутка Станиславского по поводу того, что искусство театра рождается ежедневно, сегодня. А завтра будет другое", - рассказывает ректор Школы-студии МХАТ, руководитель фестиваля Анатолий Смелянский.
Каким будет искусство завтрашнего дня, в течение недели показывали французы, американцы, немцы и, конечно, российские студенты. И судя по тому, что свободных билетов не было ни на один спектакль, зрителю тоже любопытно заглянуть в будущее.