В Москве скончался известный российский сценарист, драматург и прозаик Эдуард Володарский
В Москве скончался Эдуард Володарский, автор десятков сценариев картин, которые можно назвать классикой отечественного кинематографа. Среди самых известных его работ - "Дорога домой", "Мой друг Иван Лапшин", "Свой среди чужих, чужой среди своих". Было время, когда фильмы Володарского попадали "на полку", его запрещали. Тогда он работал для театра - написал 11 пьес. Несколько работ так и остались не завершёнными.
О своей коллекции трубок Эдуард Володарский мог говорить часами. Продолжал собирать, даже когда бросил курить. Также досконально, до мелочей, разбирался во всем, что делал. Любил работать над историческими сценариями. Часами сам сидел в архивах, всегда отказывался от помощников и ассистентов.
"Он давал такой материал в руки режиссерам, к которому оставалось только подобрать точных актеров, почувствовать замысел сценария. Девять десятых сценариев, были победами", - говорит режиссер Владимир Краснопольский.
Часто в его сценарии попадали истории из его собственной жизни. Фильм "Прощая, шпана замоскворецкая" - во многом биография Эдуарда Яковлевича, которого в 50-х все Замоскворечье боялось и знало как Эдюлю Володарского.
"Шпаной я был отпетой. Отчим говорил матери: "Он у тебя кончит в тюрьме", так как я часто домой подбитый приходил, с фингалами", - рассказывал Эдуард Володарский.
Но никто из уличных друзей не знал, что хулиган с самодельной фиксой и ножом в кармане, у которого за спиной несколько месяцев тюрьмы, тайком пишет рассказы и отправляет их в журналы. Рассказы возвращались обратно, но Володарский настойчиво продолжал писать. С первой попытки поступил во ВГИК. И первый же его киносценарий по пьесе "Яма" понравился самому Сергею Герасимову.
"Он был очень щедрым, безвозмездно помогал людям. Когда Эдик получил свой первый гонорар, он сидел у гардероба Института кинематографии, доставал из сумки трешки и раздавал всем на радость", - вспоминает режиссер Николай Губенко.
Сценарий к фильму "Свой среди чужих, чужой среди своих" писали вместе с Никитой Михалковым. И каждая фраза рождалась в горячих спорах.
"Одна женщина позвонила, я снял трубку, и мы продолжали с Эдиком разговаривать. Прошло минут двадцать, я смотрю: телефон включен, и я думаю, мне кто-то звонит, я беру трубку и говорю: "Да". "Это вы?" Я говорю: "Я, а что?" "Но слушайте, я такого не слышала никогда! А что вы делаете?" Я говорю: "Вы знаете, это мы пишем сценарий". "С кем?" Я говорю: "С Эдуардом Володарским". "Это Володарский там так выражался?!" Я говорю: "Да. И я", - рассказывает Никита Михалков.
За фильм Алексея Германа "Проверка на дорогах" сценарист получил госпремию СССР через 15 лет после его создания. Долгое время Володарского запрещали, и известный сценарист, чтобы прокормить семью, работал грузчиком. Пока однажды Андрей Кончаловский не дал ему шутливый совет.
"Он мне сказала: "Что ты разнылся? Возьми долги наши и напиши пьесу. Посчитай слова в пьесе "Дядя Ваня", и чтобы у тебя было не больше". Я как идиот пришел домой и целый вечер считал слова и написал пьесу", - рассказывал Володарский.
Это количество слов 12 685 Володарский запомнил на всю жизнь. Его первая пьеса долгие годы шла на сцене МХАТа. И еще 127 театров по всей стране ставили драматурга Володарского. Он всегда был очень искренним - не боялся рассказывать, как начал крепко выпивать под бременем славы, иногда ругался с режиссерами, отстаивая свою точку зрения, и всегда писал так, как думал сам - не шел на компромиссы.
"Эдуард Яковлевич был человек неравнодушный, принципиальный, со своими взглядами, способный сказать свое мнение кому угодно, начальству", - рассказывает режиссер Карен Шахназаров.
Володарский продолжал писать до последних дней. В его компьютере остались десятки сценариев, некоторые из которых Эдуард Яковлевич так и не успел закончить.