Коллекция из французского Нанта представлена в Центре современного искусства в Москве
В Москву, в Государственный центр современного искусства, привезли богатейшую коллекцию Музея города Нанта во Франции. От полотен старых мастеров до радикальных проектов современных художников, от XVI века до наших дней.
Корреспондент Первого канала увидел, как за это время поменялись традиционные жанры портрета и пейзажа и узнал, где российский музей хранит 4 тысячи своих экспонатов в ожидании, пока у него появится новый дом.
12 лет сербская художница Марина Абрамович снимала на видеокамеру свое лицо или руки в самых неожиданных ситуациях. Сегодня эта видеогалерея ее автопортретов - ценный музейный экспонат. Обнимаясь со скелетом или тщательно отмывая череп, художница посвящает всех в глубоко личное.
"Череп, который присутствовал во всех голландских натюрмортах как символ бренности человеческого существования, она тем самым как бы омывает человеческий портрет, человеческую фактуру", - комментирует одно из произведений куратор выставки "Портрет/Пейзаж: границы жанра" Ирина Горлова.
От портрета одного мальчика, который больше века приписывали кисти Веласкеса, до портрета современного мальчика - в том, что он трогает рану, критики видят библейские мотивы. Неизвестная барышня-крестьянка и Бриджит Бардо.
В Центре современного искусства выставили только самые любопытные портреты из коллекции музея французского города Нанта. Фотографию дяди в нацистской форме немец Герхард Рихтер переснял специально не очень четко, как бы отстраняясь от прошлого своей семьи. А картину "Маленький король", написанную 27 лет назад, считают одной из самых загадочных.
"Дети мне сейчас сказали, что это инопланетянин... А, вообще, может быть, это какой-то герой, который наделен властью, потому что, глаза у него на короне, и он не видит как человек, он ничего не видит сам, потому что глаза у него на этом символе власти", - поясняет Ирина Горлова.
Сейчас это именно та единственная выставка, которую Центр современного искусства может позволить себе проводить в одном единственном зале. Собственная и довольно богатая коллекция музея хранится даже не в запасниках - они совсем крошечные - а на чужом складе.
"Это здание бывшей бумажной фабрики, и мы вынуждены арендовать здесь помещения для хранения произведений из нашей коллекции - хранилище музейное, конечно, таким образом выглядеть не может, - говорит директор Государственного Центра современного искусства Михаил Миндлин. - Нам постоянно дарят работы, от части работ мы просто вынуждены отказываться".
Живописные работы, художественные инсталляции, часто привезенные прямо с успешных мировых выставок, так и лежат здесь прямо в упаковке. Кое-что из-за своих размеров, как, например, подводная лодка, хранится и вовсе на улице. Или пулемет российских художников Ольги и Александра Флоренских, собранный из ненужной мебели и приборов - такая насмешка над культом оружия.
"На самом деле, они не должны храниться здесь! Они должны быть представлены в постоянной экспозиции, которую предполагает создание музея, ведь речь идет о Музее мирового современного искусства!", - подчеркивает Михаил Миндлин.
Музей, о котором говорит директор Михаил Миндлин, и который так необходим - не мечта, а совершенно конкретный проект. Он уже одобрен архитектурным советом Москвы, а Правительство России выделило деньги на его реализацию в течение ближайших трех-четырех лет.
На месте бывшего рынка, в 500 метрах от станции метро "Бауманская", и планируют построить новое здание Музея современного искусства. На первых трех этажах, кроме выставок, будут показывать кино и проводить концерты. А уже в башне - сразу на семи этажах - выставят самое интересное из коллекции музея, на двух разместят хранилища, а на последнем откроется ресторан и обзорная площадка с одним из лучших видов на Москву.
По задумке архитекторов, новое здание будет не только внешне привлекательным, но и удобным для больших выставок и гигантских инсталляций. Многие художники, кстати, готовы сразу же подарить новому музею едва ли не все свои работы.
"Мне как художнику очень важно, чтобы мои работы видели люди, чтобы это экспонировалось на выставках, в постоянной экспозиции, чтобы это хранилось в человеческих условиях", - отмечает художник Николай Панитков.
"На самом деле, от России все ждут! Все ждут каких-то новых открытий, новых свершений! Как было, в общем, в 20-е годы, когда искусство, которое создавалось здесь, оно тащило за собой весь международный художественный процесс!", - говорит архитектор, художник Сергей Ситар.
Художник Игорь Шелковский - а это его работы в запасниках - в конце 70-х видел, как Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже мгновенно стал культовым местом. Ведь именно с ним сегодня сравнивают будущий московский музей.
"Он был рассчитан на какое-то определенное количество зрителей каждый год, и потом это сразу же превзошло все расчеты, - вспоминает Шелковский. - Он, по-моему, сейчас превосходит и Эйфелеву башню, и все другие посещаемые места, очень нужное здание оказалось!"
Портреты и видеоинсталляции, привезенные из Франции в Москву сегодня, - лишь крошечная часть того, что можно будет показать через несколько лет, на новой площадке.
"Москва нуждается в такой площадке, надеюсь, ее очень быстро построят, и мы сможем очень скоро показывать наши французские коллекции современного искусства.", - говорит атташе по культуре посольства Франции в России Игорь Сокологорский.
Впрочем, даже сегодня здесь не только выставка. Пока посетители рассматривали портреты, в соседней комнате школьники изучали, как устроены и работают старинные оптические приборы и игрушки, на которых выросли многие знаменитые художники.