Художники превратили улицы Петербурга в выставочную площадку
Улицы российской культурной столицы в эти дни превратились в выставочную площадку. Знаменитые питерские дворы-колодцы облюбовали представители современного искусства. Но, как выяснилось, не все местные жители готовы к вернисажу под собственными окнами. Организаторы выставки нашли выход: петербуржцев сделали соавторами экспозиции, которая создаётся и меняется каждую минуту.
Дворняга должна оправдывать свое название: жить во дворе и всех знать. Так решили петербургские художники. Из мыла и стекловаты сварили собаку. Подняли на шесты и знакомят с ней жителей окрестных коммуналок. Впрочем, на взгляд обывателя, назвать это существо обаятельным сложно, поэтому народ или безмолвствует, или откровенно злится.
Но в этом и есть суть современного уличного искусства, уверяют организаторы фестиваля, - провоцировать людей на общение.
"Неадекватная реакция, может быть, это и хорошо, что она вообще есть! И это правильно, что мы такими работами расширяем культурные горизонты", - считает художник Андрей Рудьев.
Сам Андрей Рудьев для фестиваля придумал лавочки. Расставил в виде домино во дворе старинного дома. Каждый день мы проходим мимо красоты. Привыкаем и уже не замечаем ее. А лавочки-домино, уверен автор, меняют пространство, заставляя увидеть привычное по-новому, пусть порой и вызывая раздражение.
"Любое искусство кому-то нравится, кому-то не нравится. Главное, что люди думают!" - уверена Сюзан Катц, куратор фестиваля "Арт Проспект" (США, г. Нью-Йорк).
Этой идеей вдохновились 9 американских и 9 петербургских художников. Николас Фрейзер выводит на асфальте фразы Гоголя мелом по трафарету. Тексты из "Невского проспекта" кочуют по дворам проспекта Литейного с орфографическими ошибками, простительными для иностранца. Художник в восторге! Рядом в кустах устроил перформанс Эд Вудам. Его "Странные создания" что-то читают, сорят монетами, многозначительно молчат. На вопрос, что все это значит - так же многозначительно меняют позы.
А у этих девушек в розовом к прохожим один единственный вопрос. Ответы прохожих они печатают на старых машинках и выдают на бланках за подписью и печатью.
"Мы спрашиваем людей: "Чему Россия может научить мир?" Ответы очень интересные", - рассказывает автор проекта Шерил Оринг.
После России автор намерена провести такой опрос в Бразилии, Индии, Китае. И представить результат американцам. Что будет - уже другой вопрос. Ближе к вечеру во дворах разворачиваются видеоинсталляции. Кто-то увлеченно перебирает песок под прицелом видеопроектора, кто-то медитирует под музыку. И все общаются.
Американский художник Пол Нотзальд тоже предлагает вступать в диалог. На стену здания он проецирует некую картинку, а подписи к ней может отправить любой желающий с помощью смс-сообщений. Тексты меняются в режиме онлайн. Потом они заносятся в компьютер, обрабатываются и получается новый, совершенно неожиданный сюжет.
Как уверяют художники, прелесть их работ в сиюминутности - видеопроекции при свете исчезают, меловые трафареты стираются ногами, розовые девушки уходят спать, и собака спускается с небес. И все, что остается, - только впечатления людей.