Живые картины, комический корабль для заложников офисов и современные героини палаты № 6
Как видят молодые российские художники прошлое, настоящее и будущее нашей страны. В Германии открылась выставка современного искусства "Я тот, кто я есть". Образы на грани фантастики и отражение реальности. Как выяснилось, при творческом подходе обычный кусок мыла, душ и книги без страниц могут превратиться в произведения, потрясающие воображение.
Спящий город под сладкую мелодию накрывает пурга, заметая улицы и дома, стоит только покрутить ручку шарманки. Душевые шланги извиваются словно река. А рядом - образы платоновского "Котлована" из старого корыта и кусков хозяйственного мыла. Художники уверяют, это ностальгия по советскому времени. Но фотографу Апполинарии Броше их не понять. Она родилась всего 17 лет назад.
"Они в школе проходят Чехова, они проходят "Палату N 6", которая, как известно, проходит в психиатрическом госпитале. И девочки нашли старый психиатрический госпиталь, и они делают свой перформанс, они пишут на себе, они разбрасывают листочки своих сочинений на тему Чехова", - рассказала куратор выставки "I am who I am" Ольга Свиблова.
Поколение двадцатилетних художников волнует не только прошлое - заброшенные советские кинотеатры, уцелевшие детские площадки в виде космических кораблей. Им интересно, как сегодня воспитываются в роскоши дети очень богатых родителей, и чем в буквальном смысле дышит земля в шахтёрских городках. Аслан Гайсумов с помощью израненных книг хочет донести до зрителей свои воспоминания о войне.
"Эта работа называется "Протезы". Это образ книги, который сшит из разных осколков других книг. В данном проекте книги воспринимаются как люди. И здесь книжки лишены страниц, здесь стопка обложек, эта работа называется "Без имён", - сказал Аслан Гайсумов.
Зрители сразу же вовлеклись в эту работу - даже если просто водить карандашом по бумаге, сквозь неё проступает образ, знакомый каждому жителю Германии.
"Тут видны почерки, мысли разных людей, как они тут собираются. А из-под этого светится символ объединения - Бранденбургские ворота", - поясняет Миша Лейкин.
Современные художники смело иронизируют над классиками авангарда - Малевичем и Лисицким. Их картины то оживают, а то и вовсе превращаются в компьютерную игру.
На берегу Рейна для молодых российских художников подыскали, наверное, самый странный, но и самый модный выставочный зал. Подобно станции метро на глубине нескольких метров, он втиснут между тремя скоростными тоннелями. За этой бетонной стеной мчатся автомобили, а здесь художники ставят и сами же решают глобальные вопросы. Скажем, хватит ли у обычного человека сил и упорства, управляя своей жизнью, как штурвалом, снести хотя бы виртуальные барьеры.
Никаких барьеров между художниками из России и зрителями Германии не существует, все друг друга отлично понимают, уверена руководитель галереи Гертруда Петерс, показывая свой любимый снимок.
"Меня невероятно тронула именно эта фотография. Потому что каждый молодой человек находится в поиске такой любви, когда готов отдать всего себя. Мне это очень напоминает и меня саму, и мою уже выросшую дочь", - сказала художественный руководитель галереи "Искусство в тоннеле" Гертруда Петерс.
Вспышки и огни в бетонных отверстиях символизируют доты, из которых по врагу стреляли защитники Кронштадта в годы Великой Отечественной. А внутри этого космического спутника из клавиатур будто бы сидят обитатели современных офисов, мечтающие улететь подальше от Земли.
"Вот эти будущие толпы переселенцев воспитываются сейчас в инкубаторах этих офисов! Они живут там и готовятся, они умеют выживать там, питаться плохо, работать в коллективе, носить униформу. Вот они летят и смотрят на нас - кто здесь зритель, кто здесь художник?", - рассказывает художник Михаил Косолапов.
Кто художник, а кто зритель часто, действительно, не разберёшь, ведь как много здесь дорисовывают азарт и воображение.