100 лет назад родился один из самых известных карикатуристов ХХ века Херлуф Бидструп
Художник-карикатурист, мастер политической сатиры жил в Дании, но популярен был в нашей стране. Во многом, по его рисункам советские читатели составляли представление о жизни за границей. Сам художник всегда считал, что его работы здесь понимают лучше, чем в родной Европе. Поклонники его творчества находятся и сейчас.
Коммунист по убеждениям жил в буржуазной Дании и, как он говорил сам, изо дня в день "рекламировал социализм". Карикатуры на Гитлера во время войны сделали его героем, но позже сатиру над Западом ему не простили. Политические рисунки сделали чужим среди своих и своим среди таких далеких чужих - советских граждан.
В газетном архиве Центрального телевидения СССР хранятся досье на главных героев новостей: вырезанные статьи, интервью и даже крохотные заметки, надежно приклеенные к картонкам. До эры Интернета все о ньюсмейкерах собирали в бумажном виде. "Бидструп избран почетным членом Академии художеств", "С большим успехом прошла выставка известного карикатуриста", "Мое оружие - карандаш", "Его оружие - сатира", "Гневный сатирик с доброй улыбкой" - в этих карточках хроника советской любви к Бидструпу.
В Советском Союзе каждый его визит - как приезд суперзвезды. Что такое коммунизм, Бидструпу показывали из кабриолета. С высоты Воробьевых гор он рассматривал Москву, а на сельскохозяйственной выставке - достижения советских граждан.
"Для меня такая поездка - это поездка из прошлого в будущее", - говорил Херлуф Бидструп, посетив Москву в 1964 году.
Об СССР он так и говорил: здесь люди добрые, одеты красиво, а дети съедают столько мороженого - "снег" в переводе с датского, что его просто не останется на зиму. А некоторому положению дел художник как будто завидовал.
"В Дании - это привилегия высшего класса, пить шампанское для нас поразительно, когда люди в простой одежде, после работы пьют шампанское", - делился впечатлениями от поездки в Моску Херлуф Бидструп.
От напитков и угощений за кулисами официальных визитов художник буквально лопался, по версии самого карикатуриста. Автопортрет в благодарность за прием Бидструп подарил семье Мироновых. Была еще одна - не официальная поездка. Неделю приключений в Баку сопровождавший карикатуриста Таир Салахов до сих пор вспоминает с улыбкой, несмотря на арест Бидструпа. На рынке с блокнотом милиционеры приняли его за шпиона.
"Я пошел в пункт задержания на этом базаре, Бидструп там сидит и рисует тех провинившихся людей, которые оказались в это время там", - рассказывает народный художник СССР Таир Салахов.
Таким приключениям Бидструп только радовался. Ведь случайно увидел то, что ему бы нарочно не показали. Только так черно-белые рисунки могли получиться выразительнее живописи, а комиксы превратиться в мультфильмы.
Из образов Бидструпа, неожиданно для самого художника, в Советском Союзе сложили мультфильм "Скамейка" режиссера Льва Атаманова. И на экране стало еще заметней: в его карикатурах главный герой - лирика. Хотя бы взять скамейку, которая как символ жизни, где старость сменяется молодостью, грубость комична, а любовь вечна.
"У него нет злобы - вот что отличает его работы. Он хорошо понимает, да таков человек. И человек видит себя со стороны. Почему реакция мгновенная - потому что эффект узнавания", - говорит режиссер-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.
Искусство Бидструпа выставляли в крупнейших музеях СССР. Сегодня в запасниках Пушкинского хранятся два рисунка. Их редко навещают. Словно гром среди музейной тишины, книга отзывов 1961 года: "Здорово, остро", "Без лишних слов!". Среди подписавших - моряки, писатели и слесарь Курсин: "Товарищ Бидструп, спасибо за мужественное искусство. Приезжайте к нам на комбинат". На фоне советской любви еще больнее для художника было равнодушие своих.
"У меня создалось впечатление, что советский зритель лучше понимает глубокий смысл моих работ, чем зритель датский", - говорил Херлуф Бидструп.
За забытыми ныне политическими баталиями стоят тома "человеческой комедии" - так говорят о его многочисленных альбомах, где пара росчерков карандаша, как два четверостишия Шекспира, рассказывают о человеке сразу все.