75 сегодня исполняется народному артисту России Альберту Филозову
С юбилеем его уже поздравили Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Как признаётся сам актёр, чтобы добиться успеха и любви зрителей, никаких особых усилий ему прилагать не пришлось. Поступать в школу-студию МХАТ изначально не собирался, уехать из Свердловска в Москву не мечтал, знакомств с режиссёрами тоже заводить не торопился. Но его талант разглядели. И в итоге - более 120 ролей в кино и огромный успех в театре.
О своей внешности Альберт Филозов всегда был невысокого мнения. Работал на заводе токарем, когда в Свердловск приехал театр МХАТ с гастролями и объявил набор.
На экзамены пошел за компанию и его взяли. В кино первый раз снялся, когда было уже за 30. На главную роль в фильме "Вид на жительство" про врача, который во время загранпоездки решил не возвращаться на родину, искали актера с "ненадежной внешностью". Когда увидели Филозова, поняли: стопроцентное попадание.
"Нас подкупила трогательность и беззащитность. И какое-то такое выражение на лице: ну не обижайте меня, пожалуйста", - рассказывает режиссер Александр Стефанович.
После фильма "Вид на жительство" за Филозовым надолго закрепится амплуа тихони, бесхарактерного, робкого трогательного интеллигента. Забитый подкаблучник из "Вам и не снилось" или папа-лис Ларссон в сказке "Рыжий честный влюбленный" или нерешительный мистер Бэнкс из "Мэри Поппинс, до свидания!" К детям у него вообще особый подход...
"Дети всегда чувствуют хороших людей. Он доброжелательный, он уважительный с детьми. Он равный с детьми, он никогда не учит наивно. Он это делает исподволь", - говорит режиссер Леонид Квинихидзе.
Чтобы говорить с Аленом Делоном на одном языке на съемках фильма "Тегеран 43", Альберт Филозов наизусть заучивал монологи, хотя не знает французского. На роль нациста Шернера согласился не сразу. Но до сих пор коллеги ломают голову, как ему удалось так, взглядом и походкой сыграть злодея-террориста, ведущего вполне респектабельную жизнь.
"У него очень прекрасное качество, замечательное качество, это оставаясь самим собой, то есть не меняя внешнего облика, меняться внутри", - говорит режиссер Владимир Наумов.
Перфекционист по натуре, уже будучи известным актёром, Альберт Филозов начал профессионально учиться музыке и танцам, чтобы сыграть, может быть, единственную роль, где эти умения пригодятся.
Никого никогда не расталкивал локтями, не шел по головам...
"Если помните эпизод, Табаков бьет каскадера Сашу Огнянова, он падает, и Филозов должен пройти, не глядя как бы, как по камням, ему все было как-то неловко наступать на человека, Саша Огнянов сказал: наступайте, я каскадер, он говорит: я и на каскадера не могу наступить", - вспоминает режиссер Алла Сурикова.
Он не прикидывается, он такой и есть. Народный артист, который, разменяв восьмой десяток, почти каждый вечер выходит на сцену театра Школа современной пьесы и на чьем счету более 100 ролей в кино, ездит в метро, а если на дачу, то на электричке. Бытовые трудности его никогда не волновали. А еще за кадром для друзей Альберт Филозов немного хулиган, авантюрист и философ.
"Мы прилетели в Германию, и пограничник, взяв его паспорт: Так кто? Философ, он говорит, а фамилия?", - рассказывает режиссер Александр Стефанович.