В Москве открылась выставка неопалимых картин Анатолия Зверева
Уникальная выставка работ художника - авангардиста Анатолия Зверева открылась в Москве. Могло случиться так, что ещё в 70-х его полотна были бы утрачены навсегда. Но они пережили и огонь и воду и даже по-новому заиграли.
Неопалимые шедевры. История этой выставки ''Зверев в огне'' похожа на остросюжетный детектив. 1976 год. То ли поджог, то ли нелепая случайность. Пожар на даче коллекционера Георгия Костаки в подмосковной Баковке. Огонь уничтожил практически всё. Не пощадил даже иконы и уникальные картины советских художников шестидесятников.
Они возродились из пепла словно птица Феникс. Двести работ авангардиста Анатолия Зверева после того страшного пожара тоже считались утерянными. Дочь Георгия Костаки Наталья вспоминает, как 36 лет назад отец ругал домашних. Не мог смириться с тем, что полотна можно было спасти. Но из охваченного огнём здания выносили кастрюли и мебель.
"Потом отец говорил: зачем вы выносили холодильник, вы бы лучше картины выносили. Я бы вам этих холодильников штук десять купил. Тем не менее, так получилось, что пожар уничтожил очень много работ", - вспоминает художник, коллекционер Наталья Костаки.
Сгорело всё, что висело на стенах в комнатах дома. Живопись и графические листы Зверева спас случай. Незадолго до пожара их начали готовить к переезду. Отнесли в кладовку. Там их и нашли, сильно обгоревшими и залитыми водой. Но даже в таком виде - практически бесценные.
"Зверева оценивали такие знаковые фигуры XX века, как Фальк и Пикассо. И Пикассо называл его гениальным рисовальщиком XX века. Это довольно редко бывает, когда собратья по цеху хвалят своих же. Это величайшая оценка профессионалов. Это говорит о том, что это действительно гениальный художник", - рассказывает коллекционер, куратор проекта ''Зверев в огне'' Наталья Опалёва.
Теперь эти следы от огня по краям придают картинам особый шарм и дополнительный ореол загадочности. Манеру письма Анатолия Зверева легко узнать по прерывистым линиям. Краску он разбрызгивал так, будто рисовал в автомобиле, скачущем по кочкам.
"Он брал в руки мастихин. Мгновенно, как ножом, прорезал все очертания лица ли, фигуры ли. Того, что в этот момент создавалось им. И потом возникал один из его шедевров", - говорит галерист, куратор проекта ''Зверев в огне'' Полина Лобачевская.
Работы Анатолия Зверева уже не только отреставрированы. До конца месяца их можно увидеть в выставочном зале Новый манеж. Так и не покорившиеся стихии. Словно впитавшие в себя бунтарский нрав художника.