ГМИИ имени Пушкина отмечает столетний юбилей
Кубические портреты Пикассо, марокканские пейзажи Матисса, работы Ван Гога, Гогена. Так московский зритель знакомился с национализированными шедеврами. Первый в мире музей современного искусства. Метрополитен в Нью-Йорке откроют только через пять лет. В Пушкинском заботливо собрали макет музея, который не существует уже пол века, коллекцию которого поделили с Эрмитажем. После чего учебный "Музей изящных искусств", где были собраны копии сокровищ со всего мира, сам стал сокровищем современной живописи.
Пушкинский стал окном в Европу, островом авангардных идей в море советского соцреализма. Правда, расформированные богатства ГМНЗИ (Музея нового западного искусства) сначала спрятали в запасники. Зрители рассмотреть буржуазное искусство смогли только после смерти Сталина. Как только выставили шедевры на показ, будто в благодарность в Москве организовал выставку сам Пикассо.
Вслед за маэстро залы музея заполонили картины Леже, Тышлера, чьи только имена вызывали у власти оскомину. А потом и вовсе все смешалось: рядом с портретами Серова красовались работы Ренуара. Такая реорганизация своих же экспонатов гремела ярче привезенных. Пушкинский начали сравнивать с Таганкой. Смелость хрупкой на вид новой начальницы Ирины Антоновой никто не мог объяснить.
"Если входишь в полный клинч, как в боксе, в противостояние, тогда ты решаешь для себя, или ты продолжаешь работать или, сознавая правоту, говоришь: ну тогда без меня", - рассказывает Ирина Антонова.
Труднее, чем 10 авангардных, было показать одну классическую картину. Вполне понятно, отчего в столице случилось помешательство. С шести утра у Пушкинского занимали очереди, чтобы хотя бы на несколько секунд задержать взгляд на одном из самых знаменитых портретов человечества. "Джоконда", пролетая над Москвой, возвращаясь из Японии в Лувр, неожиданно для всех музеев мира, остановилась. Потому что Ирина Антонова убедила в этом Екатерину Фурцеву - министра культуры тех лет.
"Думаю, она никогда больше не отправится в путешествие - она слишком хрупкая для дальних поездок. В том же 1974 году, после Москвы и Японии, "Джоконда" слетала в Америку - больше мы ее не отпускали", - говорит президент Музея Лувр Анри Лоретт.
Через несколько лет после "Джоконды" в Москву отпустили почти весь авангардный Париж. Выставку 1981 года в Пушкинском так и называют - главной в XX столетии. Куда шли смотреть не столько на французских гостей, сколько на своих - Малевича, Кандинского, Шагала, их показывали впервые. В музее говорят: так началась перестройка, за несколько лет до официальной.
"Перед тем, как приехать в Москву, выставка открылась в Париже. И мы с наслаждением увидели Кандинского и других. Что творилось у вас я сам не видел, но слышал - в Москве были такие же очереди, как и у нас. Вот только в истории нашего музея - это были вообще первые очереди", - говорит директор Музея современного искусства в Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду Альфред Пакмен.
Обменные выставки - уникальные юридически. До этого в Советском Союзе просто не было законов, которые бы диктовали правила привоза шедевров и условия страховки.
"Тогда вместе с дипломатами, директора музеев заключили первые основополагающие договоры. По сути, так начался период активного взаимного обмена. Понимаете, музеи - это ведь еще и очень важные центры международного взаимопонимания и сотрудничества. В этом их, если хотите, политическая роль", - говорит директор музея "Метрополитен" Томас Кэмпбелл.
Это был прорыв в музейном деле для всего Советского Союза. Пушкинский экспериментировать продолжает. Скульптуры голливудской звезды Джины Лоллобриджиды, политические эпосы "Коммерсанта", или вовсе первые в России не концептуальные, а просто красивые, модные выставки. Понятного и ясного курса "все для зрителя" держится директор, вокруг которого держится все остальное уже полвека.
"Экстраординарная женщина! Я знаю ее очень давно, потому что я тоже давно работаю в Лувре. Антонова - это бабушка всех музеев", - говорит об Ирине Антоновой президент Музея Лувр Анри Лоретт.
"Она никогда не устает. Вот, представляете, она не пропускает ни одного собрания нашего музейного международного комитета - прилетит в любой уголок мира", - сообщил директор Музея современного искусства в Национальном Центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду Альфред Пакмен.
"Вот как она спорит - понимаете, интересно спорит. Притом, что она очень крепкий человек, она еще и очень великодушна", - говорит директор Британского музея Нейл Макгрегор.
"Пушкинскому повезло - о нем не просто заботятся с любовью, его любят", - отмечает директор Нью-Йоркского Музея современного искусства Глен Д. Лоури.
"А такого музея в мире больше нет. Не по богатству. Он ведь и странноватый, он очень отражает историю России в художественном плане", - считает Ирина Антонова.
Новейшая история России - в многочасовых очередях за искусством, которые уже - городская легенда. Ходить в Пушкинский стало правилом хорошего тона. А в его залах, наблюдая за прошлым, можно как и прежде уловить настроение будущего.
К 100-летию музея на нашем канале премьера - фильм Леонида Парфенова "Глаз Божий". Первую серию смотрите сразу же после сериала "Побег".