Концерты российских музыкантов проходят в Китае при аншлагах
В Китае все более популярной становится русская культура и русская школа исполнения классической музыки. Сотни китайских студентов ежегодно едут учиться в российские музыкальные училища, а у себя на родине оттачивают исполнительское мастерство на сочинениях наших композиторов. Те же, кто предпочитает не играть, а слушать, с восторгом посещают концерты российских музыкантов.
У "Солистов Москвы" лишь одно выступление в Пекине. Но какое! На самой большой сцене Азии – в Национальном театре КНР. И вместе с самой известной в мире китайской пианисткой Чэн Са.
Россини, Бах, Шуберт, Паганини и Чайковский. Публика все это слышала. Но ведь тут главное не что играть, а как. По словам художественного руководителя и дирижера оркестра Юрия Башмета, у россиян есть своя, неповторимая исполнительская школа. И она здесь очень популярна.
"Музыкальное мышление, это и есть отличие российской школы, и к этому устремляются думающие народы, потому, что у нас - Чайковский, у нас - Толстой, у нас – Достоевский", - говорит художественный руководитель камерного ансамбля "Солисты Москвы" Юрий Башемет.
Любая игра должна выражать идеи и с их помощью соединять разные культурные традиции. Чтобы эту простую мысль донести до зрителя, администрация театра устроила в фойе небольшое шоу. Каждый желающий мог сфотографироваться с пекинскими актерами, облаченными в старинные костюмы. С точки зрения китайцев, в эпоху расцвета классической музыки так одевались все иностранцы, включая россиян.
"Наши менталитеты очень разные. Но язык вашей классики понятен любому человеку и совсем не требует перевода", - говорит зрительница.
Во время репетиции он и, правда, не понадобился. С китайской пианисткой россияне общались с помощью жестов и междометий. А почитатели высокого искусства из-за кулис пытались запечатлеть на память это событие.
В Китае поклонники "Солистов Москвы" нередко спрашивали? сколько времени в день нужно репетировать? Главное - не количество часов, отвечали они. Настоящая музыка требует концентрации разума и искренности того, кто ее исполняет.
По словам мадам Чэн, она уже давно проводит мастер-классы по сочинениям российских композиторов. Обучая тонкостям игры на фортепиано, показывает, как придать исполнению образность и эмоциональность.
Студенты Пекинской консерватории мечтают о такой же карьере. И так же, как и более полувека назад, в годы советско-китайской дружбы, надеются победить на конкурсе имени Чайковского. Каждый год в Москву отправляются только самые достойные - после строжайшего отбора.
"Мы по-прежнему восхищаемся советской школой. Все мы учились у вас. Влияние Запада тут было минимально. И это нас с вами объединяет", - поясняет дирижер оркестра Пекинской консерватории Ма Цзупин.
Неплохой пример для китайской молодежи - после выступления в Национальном театре россияне начинает большое турне. Впереди лучшие концертные площадки мира, на которых они рассчитывают повторить свой успех.