Родители детей, задействованных в постановке оперы «Сон в летнюю ночь», требуют запретить спектакль
В московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко за несколько дней до премьеры оперы "Сон в летнюю ночь" разразился скандал. Родители участников детской капеллы мальчиков, которая задействована в постановке, обратились с гневным письмом к Русской православной церкви с требованием запретить спектакль, якобы, из-за чересчур откровенных сцен.
Это неоднозначное действо уже показывали со сцены Английской национальной оперы. Скоро и московские зрители увидят премьеру оперы "Сон в летнюю ночь". Но еще до российской премьеры современной интерпретации Шекспира и Бритона – а для Британии это примерно то же, что для России Пушкин и Глинка – этот "Сон" успели назвать "кошмаром".
Цитата из письма: "Второй и третий акты спектакля пронизаны развратными сценами совращений и призывов к сексу, оральных ласк гениталий, актов маструбации, садомазохизма, пропаганды употребления алкоголя и наркотиков, мата, мочеиспускания на сцене. Все это происходит на глазах не только зрителей, но и детей, участников хора театра, которые во время действия стоят с сигаретами и спиртным". "Спасите наших детей! Запретите постановку данного спектакля!" - с призывом о помощи выступили родители детей из хора театра Станиславского и Немировича-Данченко.
По замыслу режиссера – англичанина Кристофера Олдена – в постановке задействованы маленькие хористы. Он перенес действие шекспировской комедии из волшебного леса в серый школьный двор начала XX века, где ученики курят, пьют и подвергаются насилию.
В Лондоне такая трактовка классики вызвала шок и у публики, и у критики. Но эксцентричный постановщик этого не боялся ни тогда, ни теперь. "Конечно, это другой взгляд, специфический, и это потрясающе. Это позволяет нам заглянуть в собственный мир Бритона, подумать о том, что он чувствовал, какие страсти его одолевали в то время", - считает режиссер-постановщик Кристофер Олден.
О том, что шескпировские страсти отнюдь не детские, в театре знали сразу. Афиша предупреждает: спектакль не рекомендован к просмотру детьми до 14 лет. Но в хоре, участвующем в постановке, есть даже шестилетние малыши. Их родителей, правда, руководители театра заранее спросили. "Мы собрались, посмотрели это все. Я смотрела глазами ребенка, который участвует: что он видит, куда он смотрит. Я смотрела глазами своего девятилетнего сына. Ничего того, что мой сын в 9 лет не может осознать, понять и принять, в этом спектакле нет", - уверена мать участника детского хора Оксана Степанова.
Так решили не все. К постановке "Сна в летнюю ночь" привлекли еще и мальчиков из московской хоровой капеллы. Они выучили партии, начали совместные репетиции с труппой, но отказались от участия в проекте. По словам художественного руководителя московской хоровой капеллы мальчиков Виктории Смирновой, "не сама сцена смутила, а реакция детей на эту сцену". "Многие сейчас за углом школы курят, кто-то пытается что-то выпить – они заинтересовались этим больше, чем нужно. Тем более, это сцена соблазнения героиней одного из героев", - добавила она.
В театре сейчас пытаются найти компромисс: изменить некоторые сцены, вполне понятные англичанам и вызвавшие негодование российских родителей, и параллельно ищут тех самых возмущенных родителей. "Ни в нашем хоре, ни в капелле мальчиков никто не знает даму, подписавшую это письмо. Оно вроде как не анонимное, но неизвестно, от кого. Зато известно – кому. Письмо было отправлено Президенту и Премьеру, в Прокуратуру и в Минкульт, депутатам и священникам и вызвало широкую дискуссию", - рассказал художественный руководитель оперы музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.
Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин считает, что "в случае, когда государство оплачивает постановку из бюджетных средств, общество должно иметь право влиять: налогоплательщики имеют право спросить, почему за мои деньги финансируется постановка, которая вряд ли соответствует мироощущениям большинства людей".
Отменять премьеру или переносить в театре пока не собираются, а скандал, разразившийся за 2 недели до нее, пошел на пользу: билеты практически раскупили. И точку в этом культурологическом споре, видимо, поставят те, кто окажется в зале.