В Нью-Йорке открывается выставка картин под названием «Русское искусство из частных собраний»
Выставка картин русских живописцев открывается в Нью-Йорке. Полотна удалось привезти в США во время моратория на музейный обмен между странами. Дело в том, что все они - из частных коллекций.
Назвав выставку "Русское искусство из частных собраний: от Боровиковского до Кабакова", организаторы так и распределили картины. Работа известного портретиста XVIII века Владимира Боровиковского встречает гостей на входе, а "Разбитое зеркало" Ильи Кабакова замыкает экспозицию. Между ними – шедевры русского изобразительного искусства, большую часть времени скрытые от глаз широкой публики в домах коллекционеров.
В том, что на протяжении ближайших 2 недель этими уникальными картинами будет любоваться нью-йоркская публика, есть большая заслуга российских официальных лиц. "Для России это важно хотя бы с той точки зрения, что это культурное российское наследие сохранено, и то, что им могут наслаждаться многие люди и, наслаждаясь, лучше понимать нашу страну", - считает генеральный консул РФ в Нью-Йорке Андрей Юшманов.
Из наиболее заметных работ, представленных на выставке, выделяют картину Бориса Григорьева "Рыбак с крабом", "Китайских актеров" Александра Яковлева или "Хрусталь" Петра Кончаловского. Впрочем, один из организаторов экспозиции считает уникальными почти все работы. "Нестеров, Перов, замечательный Бакст из коллекции Михаила Барышникова, Теличев, Архипов… Мы старались держать топ-уровень, когда выбирали картины, мы старались не ударить в грязь лицом", - рассказывает организатор проекта Анатолий Беккерман.
Именно принадлежность этих картин к частным коллекциям сделала возможной эту выставку. Культурный обмен художественными ценностями на межгосударственном уровне заморожен уже третий год из-за решения суда в Вашингтоне, касающегося так называемой "коллекции Шнеерсона". Это многотысячное собрание религиозных книг любавичевских хасидов, живших на территории Российской империи. Национализированное после Октябрьской революции оно хранится сейчас в Ленинской библиотеке в Москве, и уже третий десяток лет его стараются вернуть в свою собственность последователи этого религиозного движения. Ничего не добившись в российских судах, они выиграли американский. Результат нулевой, но вывозить картины государственной коллекции уже нельзя.
"То, что сегодня мы не имеем возможности развивать наши межмузейные обмены - это одна из таких сложных тяжелых проблем в российско-американских культурных отношениях. И эта выставка - это некий сигнал американскому обществу: смотрите, какие впечатления потрясающие вы теряете из-за того, что американский окружной судья принял с нашей точки зрения абсолютно не правомочное решение", - говорит специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Если среди картин представляющих здесь современное искусство, ни одного портрета, то в работах XVIII, XIX и начала XX века лиц на полотнах много. И это дает возможность заглянуть в глаза россиян, живших 100 или даже 200 с лишним лет назад.
Среди работ, достойных повышенного внимания, организаторы называют портрет Александра Суворова. Великий полководец позировал Иоганну-Генриху Шмидту в год своей смерти. Это был третий и последний портрет генералиссимуса, написанный с натуры.