«Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты» впервые засверкали на сцене Большого
Полную коллекцию "Драгоценностей" Джорджа Баланчина сегодня представит Большой театр. Впервые на его исторической сцене будут показаны все три части знаменитого балета: "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты". Ради этой постановки в Россию прибыли ученики знаменитого мистера Би, чтобы помочь в полной мере воссоздать его неповторимые хореографию и стиль
Чем отличаются изумруды от рубинов и бриллиантов? Покупатель ответит цветом и ценой, ювелир - плотностью, чистотой и огранкой, а танцовщики в один голос скажут - музыкой, темпом и абсолютно разной хореографией.
"Нужно выйти и с первого выхода нужно быть, не знаю, уместно ли сравнивать, как зажигалка! То есть тут такой драйв присутствует, такая игра с партнером. Если мы находимся на одной волне - это безумно просто! Хотя, конечно, умираешь. До сих пор у меня еще не восстановилось дыхание, но очень прекрасный балет", - говорит прима-балерина Екатерина Крысанова.
Сегодня прима-балерина Екатерина Крысанова танцует кристаллик "Рубина", а солистка Ольга Смирнова - невероятной красоты "Бриллиант". Все это - наследие легендарного мистера Би, который родился в Грузии и учился в Петербурге под именем Георгия Баланчивадзе, руководил в Париже "Русским балетом" под псевдонимом Джорж Баланчин и, наконец, создал в Нью-Йорке школу американского балета, став хореографом, которого узнавали по одной только первой букве его имени.
Озарение Джоржу Баланчину пришло в парижском ювелирном магазине. Восхищенный игрой драгоценных камней хореограф, однако, ни купил ни одного украшения. Но вскоре в 1967 году свет увидели его "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты" - три блестящих одноактных балета, которые для мировой культуры оказались бесценными.
На репетиции прима Евгения Образцова носит подвеску из зеленого стекла. Это, конечно, не драгоценный камень, смеется балерина, но станцевав партию в "Изумрудах", она навсегда полюбила этот насыщенный цвет.
"В этом балете Баланчин видел Францию со всей ее красотой, комфортом, изяществом, ароматов духов, - говорит прима-балерина Евгения Образцова. - Я очень рада, что получила именно эту роль, всегда о ней мечтала".
"Изумруды" - Париж, "Рубины" - Нью-Йорк, а "Бриллианты" - вся Россия. Чтобы передать настроение каждого камня и каждого периода жизни великого мистера Би, в Большой приехали его ученики.
"Я познакомился с Баланчиным, когда еще учился в хореографической школе. Он пришел отбирать юношей для своего будущего спектакля. Он был очень строгим, как генерал с солдатами. И так было всегда, - вспоминает педагог-репетитор Пол Боуз. - Но вот к женщинам Баланчин относился совершенно иначе. Женщин он боготворил, восторгался. Настоящий грузин, ничего не скажешь".
Своих солисток Баланчин считал главными драгоценностями, и под каждую из них придумывал и танец, и костюм. Однако в Большом театре для этой постановки решили создать новые модели, добавив в них еще больше мерцания и блеска. На каждое рубиновое платье с короной ушло около 300 красных кристаллов, а на костюм бриллианта - более 600. Из собственных украшений балеринам разрешили надеть только серьги.
Но главное, чем гордятся танцовщики и хореографы - возможностью впервые на сцене Большого театра воспроизвести все три части балета "Драгоценности". По мнению педагогов, "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты" сегодня будут в исключительно красивой оправе.