Знаменитому мультипликатору Федору Хитруку исполнилось 95 лет
Мастер отечественной анимации Федор Хитрук отмечает юбилей - ему исполнилось 95 лет. С праздником режиссера поздравили президент и премьер. Хитрук родился в 1917-м году, был участником Великой Отечественной войны, дошел до столицы Австрии. А потом снова вернулся к любимой профессии на радость нескольким поколениям зрителей в нашей стране.
Любимый с детства медвежонок припеваючи и неуклюже вошел в каждую семью. И только один человек знает, почему у него немного примято левое ухо. Это потому что Винни-Пух на нем спит, объясняет Федор Хитрук.
"Здесь ухо по горизонтальной оси и по вертикальной. Как вы его не ворочайте, они пришиты. Вот вы сказали это слово, которое я никак не мог найти: архитектура", - говорит Федор Хитрук.
Несовершенство этой архитектуры заметно, наверно, только взыскательному глазу Хитрука - лапы Винни-Пуха из-за технической ошибки отделены от тела, а поворачивается и наклоняется он сразу всем корпусом. И мало кто знает, что за этим образом спрятался сам его создатель.
"Это совпадало с жестами, характером движений самого Хитрука. На Винни-Пуха похож в первую очередь сам Хитрук. Когда он рассказывал, как это должно двигаться все, мы просто потешались", - вспоминает режиссер анимационного кино Эдуард Назаров.
Хитрук заболел анимацией, увидев мультфильмы Уолта Диснея. "Микки Мауса", "Трех поросят" и "Забавных пингвинов" в 35-м году впервые показывали в Москве. Выйдя из зала, начинающий иллюстратор четко понял, какое оно - дело его жизни.
"Я узнал, что есть такая студия "Союзмультфильм". И я пошел туда из любопытства и застрял там. Не сразу, меня не принимали долгое время туда", - говорит режиссер анимационного кино Федор Хитрук.
Он посвятит "Союзмультфильму" 50 лет своей жизни и создаст несколько десятков работ, которые станут шедеврами советской мультипликации. Хитрук как режиссер дебютировал с "Историей одного преступления". С нее же началась другая история - в советских телепрограммах появилась строчка "Мультфильмы для взрослых".
Потом были "Каникулы Бонифация", циркового льва, так похожего на самого Хитрука - он также без устали дарит радость детям. Но, пожалуй, самая автобиографичная картина – "Фильм, фильм, фильм". Прототипом героя считали то Эйзенштейна, то Рошаля, но режиссер на самом деле рассказал историю собственных невзгод.
"Я находился в состоянии абсолютного маразма. Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились", - говорит Федор Хитрук.
Закончился "Фильм, фильм, фильм" всеобщим признанием и международными наградами, как и многие другие картины Хитрука. За "Топтыжку" "Бронзового льва" из Венеции ему привез Тарковский, по дороге сломав статуэтке хвост. А за ленту "Дарю тебе звезду", которую сам Хитрук считает своим провалом, ему вручили "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах.
В семье Хитрука никто не пошел по его стопам. Единственный, кто имеет хоть какое-то отношение к мультфильмам, его внук. Правда, полный тезка своего деда - не мультипликатор, а программист. Он создал сайт о российской анимации. Рисовать Федора Хитрука-младшего дед так и не смог научить.
"Дедушка иногда помогал мне рисовать рисунки по ИЗО. У меня, к сожалению, все с этим плохо. Очень хорошо помню, как мы с ним рисовали машинку", - вспоминает внук.
Начиная свой путь Хитрук-старший говорил, что мультфильм - это не диалог двух людей, это - разговор одного с миллионами. "Можно смоделировать любую ситуацию, любое положение, любой образ. И оживить его, вдохнуть, одушевить. Анимация идёт от слова "душа", - говорит Федор Хитрук.