Юбилей отмечает легендарный художник-мультипликатор Федор Хитрук
Поздравления с юбилеем принимает легендарный художник-мультипликатор, автор знаменитого Винни-Пуха Федор Хитрук. На его мультфильмах выросло не одно поколение зрителей. И мало кому известно, что Федора Савельевича почти три года не принимали в "Союзмультфильм", а его Винни-Пух - результат технической ошибки.
Припеваючи он вошел в каждую семью. Любимый каждому с детства медвежонок Винни-Пух, созданный рукой Федора Хитрука. Мало кто знает - за образом своего знаменитого персонажа спрятался сам мэтр советской мультипликации.
"Наклоняется всем телом, смотрит на верх, поворачивается всем телом - это совпадало с жестами, характером движений самого Хитрука. На Винни-Пуха похож в первую очередь сам Хитрук. Когда он рассказывал, как это должно двигаться все, мы просто потешались", - вспоминает режиссер анимационного кино Эдуард Назаров.
Винни-Пух Хитрука рождался в творческих муках - его рисовали и переделывали несколько раз. Из-за технической ошибки его ноги так остались отделенными от тела, а левое ухо - немного примятым. Сам режиссер потом скажет - это потому что мишка на нем спит. Борис Заходер, который перевел английские повести о медвежонке на русский, таким его не принял. Это не Винни-Пух, а Винни-Прах, заключил он. И в своем мнении был не одинок.
"Была дискуссия о том, что стоит ли так уродовать персонажей сказок, не стоит ли вернуться к классической мультипликации, где свинья была похожа на свинью, а медведь - на медведя, и зачем делать свинье заячьи уши, а медведя превращать в коричневую подушку", - говорит историк анимационного кино Георгий Бородин.
Несмотря на это Хитрук повторил этот образ еще в двух сериях, оставив Винни-Пуха таким в истории и в сердцах миллионов. Режиссера всегда отличала какая-то уверенность в том, что должно быть так, а не иначе, сродни предвидению.
Он заболел анимацией, увидев мультфильмы Уолта Диснея. Микки Мауса, Трех поросят и забавных пингвинов в 35 году впервые показывали в Москве. Выйдя из зала, начинающий иллюстратор четко понял, какое оно - дело его жизни.
"Я узнал, что есть такая студия "Союзмультфильм". И я пошел из любопытства и застрял там. Меня не принимали долгое время туда", - говорит режиссер анимационного кино Федор Хитрук.
Он посвятит "Союзмультфильму" 50 лет своей жизни и создаст несколько десятков работ, которые станут шедеврами советской мультипликации. Хитрук как режиссер дебютировал с "Историей одного преступления". С нее же началась другая история - в советских телепрограммах появилась строчка "Мультфильмы для взрослых". Потом были "Каникулы Бонифация", "Фильм, фильм, фильм", "Остров" и другие.
Хитруку вручали "Бронзового льва" в Венеции и "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, причем даже за мультфильмы, которые сам режиссер считал провальными. А его ученик Александр Петров взял "Оскара".
"Без него ничего бы, конечно, не сложилось у меня или сложилось бы совсем по-другому. Он говорил, что ни в коем случае нельзя показывать слабость этим людям. Ты можешь внутренне дрожать, страдать, но люди, которые за тобой идут, не должны чувствовать в тебе слабости и какого-то шатания", - говорит Александр Петров.
Последние 30 лет Федор Хитрук уже не снимает, а только преподает. Его дело продолжают сотни учеников и внук. Правда, полный тезка своего деда, Федор Хитрук-младший, - не мультипликатор, а программист. Он создал сайт о российской анимации. Его рисовать дед так и не смог научить.
"Дедушку лет до 15 я знал как дедушка - у всех есть дед, и у меня такой дед. Дедушка приезжал, иногда помогал мне рисовать рисунки по ИЗО. У меня, к сожалению, все с этим плохо. Очень хорошо помню, как мы с ним рисовали машинку", - вспоминает внук.
Начиная свой путь, он говорил, что мультфильм - это не диалог двух людей, это разговор одного с миллионами. Монолог Хитрука - о доброте, простоте и в то же время о мудрости. И к нему прислушиваются по сей день. Дети все также ждут появления на экране любимого героя и наизусть помнят незатейливые песенки.