Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 апреля 2012, 18:35

В Музей имени Пушкина привезли шедевры из самых известных мировых собраний

"Воображаемый музей" появился в Москве. Такое название дали уникальной выставке, приуроченной к 100-летию Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Полсотни шедевров со всего мира - никогда не выставлявшихся в России вписали в существующую экспозицию. Так удачно, что легко поверить – они были там всегда.

Правила пришлось нарушить. Принятое исполнение музыкального произведения эпохи художника заменили на национальное приветственное Рахманинов. Иначе пришлось бы провести беспрецедентный по длительности концерт, как и масштабность выставки – 46 шедевров, между которыми тысячи лет и вся история искусства.

"Обращаясь к нашим коллегам, мы говорили о том, что у нас есть лакуны, естественно, и мы просили выдавать нам то, чего у нас нет", - рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.

О таком "Воображаемом музее" можно было, действительно, только воображать. Чтобы изучить всю выставку, придется обойти не только центральное здание, но и галереи музея.

Чтобы насладиться шедеврами, привезенными со всего мира, придется потрудиться. Картины и скульптуры не собраны в одном зале, как обычно, а разбросаны по всему музею, да таким образом, что кажется, будто и не открывается в Пушкинском никакой выставки, а просто сама коллекция музея стала богаче. Так Дюрера определили к немцам, а Ван Дейка – к фламандцам.

Произведения, что приехали в гости, выделены особым фоном и светом. Даже несмотря на подсказки, каждый шедевр для зрителя как открытие. К примеру, работ Босха просто нет в России. Приезд любой картины – сенсация. Испанский музей Прадо поделился самым сложным шедевром – "Удаление камней глупости".

Свои загадки на суд зрителя представляет не впервые – у Аменемхета III здесь, в Пушкинском, была постоянная прописка. Кажется, его реалистичный портрет – мешки под глазами, сжатые губы – как отражение непростой судьбы экспоната.

В каждом зале – жемчужины. Иногда главных героев несколько, и тогда они будто начинают соперничать друг с другом за внимание, как в Испанском зале – Веласкес и Эль Греко. То, как картины ведут себя, стало неожиданностью даже для сотрудников музея. В этой работе почти отходит от абстрактного декора Климт – стиль, который сделал его знаменитым. В его "Адаме и Еве" цвета сочные, формы мягкие, отчего вечная тема кажется еще загадочнее.

"Тело Евы белоснежное, затмевающее практически все пространство полотна собой, оно закрывает Адама, который очень резко контрастирует с ней по цвету, и выходит на первый план, и, наверное, в этом глубокий смысл первичности женщины", - говорит старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина Варвара Замахаева.

Выражение лица "Музы" Модильяни, наоборот, предельно стилизовано. Искусствоведы говорят "почти африканская маска" - плотно сжатые губы, полукруглые брови, закрытые глаза – все для того, чтобы внимание зрителя привлечь к фигуре. На темном фоне светлыми красками выточена, будто скульптура. Редкий шанс для российского зрителя увидеть и почти почувствовать, почему Модильяни считают певцом красоты обнаженного женского тела.

"Это чудная картина, между прочим, замечательная. Здесь она вертикально дана. Но такая экспрессивная, такая мощная, интересная работа", - отмечает Ирина Антонова.

Обрушить шквал на зрителя – так директор музея Ирина Антонова говорит о "Воображаемом музее", и будто в доказательство открывает одновременно еще одну выставку – 100 лет истории Пушкинского собраны в одном зале. Рекордсмен по шедеврам, единственный в мире, пусть и на время.

Читайте также: