В московской клинике скончался актер Александр Пороховщиков
В ночь на 15 апреля на 74-м году жизни, умер известный актер, народный артист России Александр Пороховщиков. Его дебют в кино состоялся в конце 60-х годов, больше всего зрителям полюбились роли в фильмах "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Звезда пленительного счастья", "С любимыми не расставайтесь" и многих других... В последнее время Александр Пороховщиков тяжело болел и находился на лечении в одной из столичных клиник.
Не в то время родился, говорили про Александра Пороховщикова. На роли героев социалистического труда актер не подходил, играл дворян, царских офицеров, белогвардейцев. Такими не восхищались.
"Память - это самое главное. Конечно, прошлым жить нельзя. Но опираться на прошлое надо. Если ты не знаешь, что у тебя было за спиной, то ты себя неуютно чувствуешь в жизни. Это, помните, как Антей спиной земли касался, набирался силы и как бы заново оживал", - говорил актер.
Своим вторым рождением он считал день, когда узнал историю своего рода. Долгое время о дворянском происхождении даже не подозревал. В семье врага народа об этом не то что не говорили - думать боялись. Александр при первой же возможности стал изучать судьбу Пороховщиковых в архивах.
Сценарий их жизни оказался гораздо интереснее тех, что предлагали ему режиссеры. В фильме о своей семье он снялся сам, пригласил близких людей и рассказал самое сокровенное. Как, например, в 1941 году на расстрел уводили его деда - инженера-конструктора, изобретателя первого в мире танка.
"Я закричал, потому что маму там за плечо взяли, она сказала, что больно, я, видимо, как-то среагировал и в меня сапогом врезали", - вспоминал Александр Пороховщиков.
От этого удара мальчик оглох. Несколько месяцев врачи пытались вернуть ребенку слух, но удалось восстановить работу только правого уха.
Всегда такой сильный и непоколебимый, он даже в этом находил плюсы. "Закроешь, и не слышишь всяких там глупостей", - говорил он.
Пороховщиков мог весь спектакль просидеть на сцене, замкнувшись в себе и не проронив ни слова. Спокойная уверенность и тяжелое молчание говорили сами за себя, так и притягивая зрительское внимание. Игру в театре он всегда предпочитал киноролям. Здесь же, за кулисами, произошла и самая волнующая встреча в его жизни.
"Я руку опускаю, попал ей на руку и что-то такое – ззз…, вот, с тех пор мы, видите, вдвоем", - рассказывал актер.
"Я сразу почувствовала, что это то главное, что будет в моей жизни", - вспоминала Ирина Пороховщикова.
Сорокалетний Пороховщиков до этого не был женат ни разу. Как только дело шло к свадьбе, он всегда задавал один и тот же вопрос, так мучивший его еще с детства. Если за мной придет зло и я начну отстреливаться, что ты будешь делать?
За этим всегда следовал вопрос: "А что ты натворил?" И вот только первая девочка, Ирочка моя, сказала: "Я буду подавать патроны! И до сегодняшнего дня, и, надеюсь, до конца моих дней, она подает патроны, эта детка!"
Ирина ушла из жизни раньше Александра. Она покончила с собой, после того как узнала от врачей о тяжелом состоянии здоровья мужа. В своей предсмертной записке объяснила - без него жить не хочет. Все произошло в их доме в Староконюшенном переулке. Эту усадьбу, одним из первых в стране, потомственный дворянин Александр Пороховщиков в середине 90-х годов вернул себе как фамильное достояние - в ней жили его предки с XIX века.
Уникальный памятник русского зодчества актер отреставрировал на собственные деньги и открыл здесь дом-музей Пороховщиковых. Он любил повторять: в этой усадьбе живет память великих людей из моего рода. Память, сохранить которую, в своем образе, в своем поведении и в этом доме, он старался всю свою жизнь.