В Санкт-Петербурге скончался блистательный актер Анатолий Равикович
Всенародную славу ему принес роль трепетного интеллигента Хоботова из фильма "Покровские ворота". При этом сам Равикович съемочным площадкам предпочитал театральные подмостки. Трагедии, комедии, классические постановки и современные пьесы - он всегда играл вдохновенно, живя каждой новой работой.
Трогательный и смешной очкарик - ботаник, мямля-интеллигент Лев Евгеньевич Хоботов. Сыграв этого персонажа в фильме "Покровские ворота" Анатолий Равикович не мог расстаться с ним всю жизнь. Его так и называли в народе - Хоботов. Сначала актер переживал, но потом понял - это удача. Он так точно попал в образ, что зрители полюбили его навсегда.
"Анатолий Юрьевич Равикович останется в моей памяти, как человек необычайного света и какого-то удивительного ребяческого смеха, хохота. Вот этот смех выдавал в нем, обнажал человека чистого, ясного. Это был смех свободного человека", - говорит народный артист России Олег Меньшиков.
С иронией Анатолий Равикович относился, прежде всего, к самому себе. В программе "На ночь глядя" на Первом канале признался, когда поступал в Ленинградский театральный институт, мастер курса пояснил: нелепого маленького юношу взял только потому, что давно не видел такого забавного идиота. А вдруг из него что-нибудь да получится?
"Фамилия у меня неправильная, типаж у меня неправильный. Кого я могу играть? Колхозников - нет, сталевара - нет, хорошего милиционера - нет. Я могу играть мелкого мафиози, гинеколога, стоматолога, пугливого человека - смешной еврей. Я воспринимаю реальность такой, какая она есть", - говорил Анатолий Равикович.
Был ли он Карлсоном, Мармеладовым, Санчо Пансой в театре имени Леннсовета, или же налоговым инспектором в спектакле "Ужин с дураком", который последние годы играл в театре Антона Чехова, Равикович каждый раз искренне удивлялся, видя ошеломительный успех.
"Казалось, что он стеснялся аплодисментов, успеха. Тихий человек, исключительно корректный, скромный. Я говорил: ну, Толя, это же неправильно, это же заслуженно ты получаешь любовь. Мне кажется, ушел из жизни уникальный артист и не менее уникальный человек", - сказал народный артист России Геннадий Хазанов.
Последнее время Анатолия Равиковича часто можно было увидеть в поезде "Красная стрела". Ночи между Санкт-Петербургом и Москвой, между театром комедии имени Акимова и столичным театром Антона Чехова. Дома его неизменно ждала любимая жена, актриса Ирина Мазуркевич. Как и его герой в "Покровских воротах", Равикович влюбился в 18-летнюю Ирину, когда ему было уже сорок. Смеясь, называл себя подкаблучником, но все тридцать лет совместной жизни был абсолютно счастлив.
"Я ленивый. Построить какой-то красивый дом, машины - этого нет. Но если говорить о внешности, то вы сами видите, гордиться вообще нечем", - говорил народный артист России Анатолий Равикович.
Сегодня в театре, который так гордился своим любимым актером, тишина. В гримерке Анатолия Равиковича живые цветы. На спектакль "Средство Макропулоса", в котором мастер играл, уже будучи тяжелобольным, билеты не продаются.
"И он их играл, несмотря на то, что претерпевал очень серьезные боли. Об этом никто не знал, понять это было невозможно", - сказала художественный руководитель Санкт-Петербургского театра комедии им. Н.П. Акимова Татьяна Казакова.
Незадолго до смерти Анатолий Равикович написал книгу "Продолжения не будет". Ручкой, по две страницы в день. Неторопливо вспоминая подробности своей жизни. Жизни актера, создавшего свое собственное амплуа - негероического героя, который оказался так близок и любим зрителем.