К 150-летию Константина Коровина в Москве открывается масштабная ретроспектива его работ
Осенью ретроспектива работ Константина Коровина была представлена в Русском музее, в Третьяковской галерее она расширится за счет театральных эскизов, декорацией из Бахрушенского музея и отреставрированных монументальных панно. В экспозиции около 240 произведений.
Эти монументальные картины крайнего Севера когда-то украшали вестибюль Ярославского вокзала в Москве. И мало кто из пассажиров догадывался, что принадлежат они кисти знаменитого Константина Коровина. Зато легко представить, в каком плачевном состоянии панно попали в хранилища Третьяковки в 1961 году. А до зрителя дошли только сейчас в год 150-летия со дня рождения художника.
"Нам удалось отреставрировать эти 4 панно. И конечно нам кажется, что Коровин в них предстает неожиданным и совершенно другим художником", - говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Москва не часто баловала Коровина большими выставками. Последняя состоялась все в том же 1961 году. Последняя прижизненная - в 1922-м - за год до его отъезда в эмиграцию. Нынешняя - юбилейная - стала не только возможностью увидеть лучшее из Коровина, но и подтвердить некоторые догадки историков от искусства.
Специально к выставке исследовали 56 полотен художника. Некоторые из них заставили по-новому взглянуть на творчество Коровина. Например, знаменитый "Портрет хористки". Ультрафиолетовое исследование показало: надпись в углу - 1883 год - выполнена рукой живописца, но значительно позже самой картины. Изучили документы, сравнили ренгенограммы "Хористки" с более поздним "Портретом Орловой", чья дата не вызывала сомнения, и пришли к выводу: картина написана на 4 года позже. Похожие открытия ждали ученых и с другими работами художника.
"Какие-то вещи он сразу заканчивал, подписывал и дату ставил. А в каких-то он подписывал, но дату не ставил. Путал часто свои даты биографические. Он вообще был неточен в этих мелочах жизни", - рассказывает заместитель Генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Лидия Иовлева.
Кстати, именно после "Хористки" Коровина стали считать первым русским импрессионистом. Именно после нее на живописца посыпались обвинения коллег, дескать, не картина, а эскиз, хаос мазков. Но именно за эти воздушные мазки, недосказанность и легко уловимое настроение Коровина позже назовут Моцартом от живописи.
"Художник, который выполнял свое произведение, задумываясь о том, чтобы не было видно изнанки труда, чтобы не было никаких мук, мучений. Для него важно было выразить в картинах поэтическое настроение, музыкальное настроение", - считает куратор выставки "Константин Алексеевич Коровин. К 150-летию со дня рождения" Ольга Отрощенко.
Коровин стал своеобразным реформатором не только в живописи, но и на театральных подмостках. Главный художник императорских театров - Большого и Мариинки - он не только оформил 80 постановок, но и, по сути, первым превратил декорации в полноправных участников опер и балетов. Одну из последних его живых работ можно увидеть на юбилейной выставке в Третьяковке.
"В Большом театре точно не сохранилось, в других театрах тоже наверняка нет. Декорации не живут такое время. Декорации такого времени и такой древности сохранились поштучно в мире. Это уникальная вещь", - говорит старший научный сотрудник музея им. Бахрушина Евгений Алпатьев.
Эти декорации Коровин написал уже в эмиграции, в Париже, где умер практически в нищете, чтобы через многие годы стать одним из самых подделываемых русских художников наравне с Айвазовским и Левитаном.