Юрий Любимов выпустил на сцену театра имени Вахтангова «Бесов» Достоевского
В Москве в Театре имени Вахтангова премьера. Юрий Любимов представил спектакль "Бесы" по Достоевскому. Это первая его работа после ухода из Театра на Таганке. Почему именно "Бесы", Любимов объяснил так: это великий роман-пророчество, и сегодня он опять звучит как предупреждение для России, мира в целом и каждого из нас.
На каждую репетицию, вплоть до генеральной, Юрий Любимов приходил раньше всех. В пустом зале любил наблюдать, как собираются участники спектакля. В Театре Вахтангова, куда Любимова пригласили поставить "Бесов" по Достоевскому, бывший режиссер Таганки не работал без малого полвека.
Молодого, блестящеего актера Юрия Любимова вахтанговцы помнят до исх пор. Именно в этот театр в 1946 году Любимов пришел после Ансамбля песни и пляски НКВД, в котором в годы войны выступал перед солдатами на передовой. "Я еще работал в старом театре, когда бомба упала и разбила в первый же налет, бомба взорвала все", - вспоминает режиссер. "Мне даже старое помещение больше нравилось, там была лучше акустика, уютнее, а это уже сталинский вариант", - отметил он.
В то, что Любимову было уютнее в прежних стенах на Арбате, верится легко. Несмотря на то, что режиссер в первые же недели знакомства с актерами выучил наизусть все имена-отчества, взаимопонимание с коллективом наладилось не сразу. Идея представить персонажей "Бесов" Достоевского как героев некоего концерта - с роялем посреди сцены на фоне романтического полотна французского художника Клода Лоррена - вахтанговцы восприняли с вдохновением. Но репетиционный процесс, в котором Любимов показал себя как очень вежливый, но все же диктатор, стал испытанием.
"Репетиции чрезвычайно сложны в своей подробности и нудности., - говорит заслуженный артист России Юрий Шлыков. - Нудность — не плохое слово, а это точно, вот надо сделать точно, и эта специфика очень сложная".
Актриса Евгения Крежге отмечает: "Напряженность есть, но тоже надо, конечно, адаптироваться, актер – это рабская профессия, поэтому я в какой-то степени для себя решила так: внимательно слушаешь, без раздражения, без эмоций, и выполняешь, просто делаешь свое дело".
Требовательность Юрия Любимова касалась не только каждого актерского слова, но и каждой детали сцены - ведь все декорации и костюмы режиссер разработал сам.
Что касается толщины подошвы у мужских туфель героев, так она, ни больше, ни меньше, 7 миллиметров. Так решил Любимов. С режиссером не спорили. Выполняли все его пожелания. Репетировали по 12 часов ежедневно. Ради главной идеи мастера: языком Достоевского напомнить людям, во что выливаются бесовские идеи отдельных личностей: террор, мятежи, перевороты и войны.
Премьера "Бесов" — это почти три часа классики. Абсолютно современной и отточенной Юрием Любимовым до каждого жеста. Своей работой режиссер остался удовлетворен. Ведь, по словам Любимова, если бы что-то пошло не так, он просто взял бы свой зонтик, и ушел.