Легендарный режиссер Кшиштоф Занусси поставил на сцене Таганки пьесу «Король умирает»
В московском Театре на Таганке - премьера. На легендарной столичной сцене - спектакль "Король умирает", поставленный польским режиссёром Кшиштофом Занусси. Абсурд и реалии, проблемы жизни и смерти, игры разума и глубины подсознания - пьесу Эжена Ионеско трудно вместить в рамки какого-то одного жанра или направления.
Сказка о короле - это последние полтора часа жизни перед смертью, которая приближается с каждой репликой и мизансценой к концу спектакля. Отмеренное отсчитывают герои вместе со зрителем.
Спектакль "Король умирает" - как предопределенный ритуал, когда развязки не ждешь, а финал мысленно оттягиваешь. По пьесе одного из родоначальников театра абсурда Эжена Ионеско.
Не удивительно, что его пьесу поставил Кшиштоф Занусси, знаменитый польский режиссер, склонный задавать зрителю самые сложные вопросы. И даже на русском языке, точнее на "комсомольском", так говорит сам режиссер. Он изучал его в школе.
"Эта пьеса о жизни и о смерти написана еще молодым человеком. Может, поэтому она такая отважная. Пожилые боятся об этом говорить. Я боюсь", - говорит Кшиштоф Занусси.
Смерть - как главный абсурд жизни, которая неминуема, и сводит на нет любые усилия. На сцене спорят о том, что в жизни произносят вслух редко. Так и главный герой сначала не верит, позже страх заменяет отрицание, при этом любовь к жизни остается до занавеса.
Сказка о короле - вовсе и не сказка, а реальная история. Сделать пьесу на сцене современной, ближе каждому договорились еще 30 лет назад режиссер Занусси и драматург Ионеско. Тогда пьесу впервые и поставили, в Германии. Современный монарх разговаривает по мобильному телефону, носит пиджак, вместо трона - офисное кресло, во дворце вместо парадной лестницы - лифт. В этой сказочной истории о короле нет буржуазного налета, архитектуры барокко или нарядов ампир. Чтобы раскрыть смысл, оголили стены.
Одиночество и страхи короля заточили в бетон, за которым спрятана тайна, утверждает режиссер, которую раскроют актеры в течение пьесы. Как они это сделают - уже отдано им на откуп. Готовых идей от актеров Занусси ждет уже с первой репетиции.
"Мы не привыкли к такой работе. У нас все делал Юрий Петрович за нас, от мизинца ноги до мизинца руки. А здесь свобода, но она дает такие преимущества, потому что ты не знаешь своих возможностей", - говорит художественный руководитель театра на Таганке Валерий Золотухин.
Знаменитый кинорежиссер и в театре сохраняет кинопривычки. В темноте и тишине - Занусси не прерывает ни одну репетицию. На сцену он смотрит как на экран. И только после делает аккуратно записанные замечания. Детально.
"Я, например, хотела, чтобы у меня было длинное платье. Он сказал: нет, не может быть длинное. Точно также он сказал, что не может быть красного платья, красных туфель. Это как школьница получатся - слишком все правильно, говорил он", - рассказывает актриса Ирина Линдт.
Как нет мелочей на сцене, так нет их и в жизни. Об этом спектакль, в котором актеры полтора часа повторяя, как страшно умирать, на самом деле внушают - как радостно жить, дышать, идти в толпе, ругаться, спрашивать или обедать.
"Есть даже неприятности, которые в пользу человека. И задумываться об эсхатологии, о серьезных делах, о том, что мы умрем, это неприятно, но это полезно. Думаю, что для любого зрителя она будет глубоко понятной", - сказал режиссер Кшиштоф Занусси.