Петербургский Театр музея Достоевского привез в Москву спектакль «На Европу смотрю, как зверь»
Вечный спор гениев. Диалог двух великих классиков - Достоевского и Герцена, который они вели всю жизнь (в том числе и в своих произведениях) теперь продолжился - на сцене. Спектакль "На Европу смотрю, как зверь" уже увидели зрители фестиваля "Золотая маска".
На сцене то ли репетиция, то ли подготовка к спектаклю. А между тем зрители уже в зале. И третий звонок прозвенел. Актеры спорят с режиссером. Поправляют грим. На театральных подмостках снимается малобюджетное кино. О двух русских гениях XIX века. Герцене и Достоевском. В европейских декорациях, которых, по сути, нет. Необычные обстоятельства рождают новые формы.
Театральная сцена как съемочная площадка. Актеры играют на фоне хромакея, оператор снимает на камеру и изображение тут же появляется на экране рядом, при этом совмещается, например, с нужным интерьером. Съемка происходит в реальном времени, поэтому один спектакль никогда не похож на другой.
Не меняются только главная линия. 3 встречи. 3 разговора. 3 спора. О судьбах России. Об отношении к Европе. И простом человеке.
"То есть мы - актеры, которые живут в реальном мире. У которых куча проблем. Телефон в кармане. И постепенно погружаясь в этот материал, в этих людей, в эти ситуации, в которых они оказываются, вдруг вся эта шелуха уходит, и остается главное. Остаются эти люди", - рассказывает Народный артист России Валерий Кухарешин.
Редкий случай. Постановку придумала музейный работник. Вера Бирон много лет отдала музею Достоевского в Санкт-Петербурге. Она так погрузилась в тему, что написала сценарий пьесы и сама стала режиссером. Поэтому диалоги перенесены на сцену с документальной точностью.
"Достоевский очень не любил Европу. Везде, где он бывал, он объездил 30 городов, ему было плохо, скучно, тошно, неинтересно", - отмечает режиссер спектакля Вера Бирон.
Самоуверенно-элегантный европеец Герцен и горе-игрок Достоевский. Федор Михайлович приезжает в Лондон без копейки в кармане. С узелком вместо чемодана. Он баранками отмечает на карте заграничные города, в которых хочет побывать. И это уже метафора.
Они живут в разных мирах. Они по-разному видят родину и заграницу. Писатели иронизируют друг над другом, и спорят о вечных вопросах в необычных местах. Открыточные виды сменяют корабль в Неаполе и швейцарские озера.
"Два великих классика мокнут под дождем на Женевском озере. Два русских человека на чужбине под зонтиком, оба обуреваемые сложными мыслями, но простые в своем образе, и это очень ценно. Они тоже люди", - говорит актер Виталий Салтыков.
В дождливой Женеве Достоевский с Герценом встретились в последний раз в жизни. Но диалог между этими людьми не прекращался еще много лет. Только на страницах их произведений.