Генеральному директору Большого театра Анатолию Иксанову исполняется 60 лет
Сегодня юбилей у директора Большого театра Анатолия Иксанова. Коллеги и артисты по праву считают его лучшим театральным менеджером страны. За те 11 лет, что Иксанов руководит главным театром России, Большой кардинально обновился: здесь ставят рискованные спектакли, восстанавливают шедевры классики, пережили самую масштабную за всю историю реконструкцию. Сам юбиляр свой успех объясняет так: театр - понятие круглосуточное.
"Представьте себе, закончился спектакль, и публика тихо, без эмоций ушла из зала - это мёртвый театр! И вот это страшно! А когда это тема для таких сшибок консерваторов и сторонников современного искусства - вот это меня только радует! И от этого у меня появляется драйв", - говорит генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.
"После уже премьеры "Летучей мыши", когда было очень много всякого шума и много недоброжелателей, каких-то рецензий. Он меня так, за свою и за спину Большого театра отодвигает. И лично держал удар", - вспоминает режиссёр Василий Бархатов.
"У меня был серьёзнейший спор, я помню, на повышенных тонах с министром культуры, который позвонил и сказал: что это вы себе позволяете? Я говорю: а вы видели, вообще, этот спектакль?" - рассказал Анатолий Иксанов.
По словам генерального директора Большого театра, "если не любишь артистов, то в театре делать нечего, бессмысленно".
"Я очень долго думал и очень давно мечтал, чтобы в Большом театре появилась опера "Князь Игорь", - говорит Анатолий Иксанов.
"Мне предложили "Князя Игоря" - я обдумал всё это и согласился! Надо сделать редакцию, где бы оценили Бородина как музыканта прекрасного", - сказал народный артист России, режиссёр Юрий Любимов.
"Это очень сложно! Будет много претензий! Я уже заранее знаю. Но такого уровня художник имеет право на такого рода эксперименты, - считает Анатолий Иксанов. - Сегодня в мире балет Большого называется "Балет Григоровича"! И для меня было странным и удивительным, что человек, который создал балет Большого театра, оказался вдруг не у дел! К моему приходу в театр он уже пять лет просто не появлялся в театре! После этого мы вернули в репертуар целый ряд его спектаклей".
По словам Юрия Григоровича, "миссия Иксанова была самой трудной чуть ли ни на протяжении всей истории Большого театра". "Потому что шла реставрация театра, и ещё, помимо этого, театр работал, так сказать, на другой сцене", - говорит режиссер.
Как рассказал сам Анатолий Иксанов, он практически не выходил из театра. "Я наматывал здесь столько километров - у меня ноги уже отваливались! Я первый выходил на сцену, чтобы показать артистам, что ничего страшного нет, что на голову ничего не упадёт", - рассказывает он.
"Как директор приходил ночью на сцену и в шахту люка спускался вниз вместе с артистами, чтобы проверить это. Это же я всё помню", - говорит народный артист СССР, хореограф Юрий Григорович.
"Он постоянно говорил, что всё будет хорошо, артисты тоже в это верили. И когда были первые буквально репетиции, ты понимал, что наконец-то я дома! Я уже не на гастролях, вот мой дом родной", - вспоминает прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина.
"Мне часто непосвящённые люди говорят: ну, хорошо, вечером у вас спектакль в театре, а что вы утром делаете в театре? Я говорю: как дружба, так и театр - понятия круглосуточные", - говорит генеральный директор Большого театра.