Шедевры Джотто привезены в Москву, иконы Рублева отправились во Флоренцию
В Москву под занавес перекрёстного года Россия-Италия привезли два уникальных шедевра - иконы кисти знаменитого флорентийца Джотто. Считается, что своими полотнами он фактически открыл эпоху Возрождения. В обмен Третьяковская галерея впервые согласилась на время расстаться с иконами Рублёва.
Кто только не вглядывался в этот лик! За восемь столетий у этой иконы молились, наверное, миллионы верующих. Но и атеисты восхищались ею как величайшим образцом живописного искусства. В XIII веке под кистью флорентийца Джотто ди Бондоне персонажи священной истории впервые будто ожили, из символических, почти бесплотных фигур превратившись в реальных людей. Яркий свет, тщательная проработка деталей, почти скульптурная объёмность и особая выразительность, достигаемая не большим количеством цветов, а тончайшей градацией их оттенков - черты, которые позже станут присущи мастерам итальянского Возрождения.
"Джотто по праву считается родоначальником традиционного мирового искусства. Плоское двухмерное пространство иконы он превратил в трехмерное. Ему следовали такие мастера, как Мазаччо и Микеланджело", - рассказывает директор музея "Дель опера ди Санта-Мария дель Фьоре" Тимоти Вердон.
Сама "Мадонна" Джотто тоже повидала многое. Во время взрыва в 1993 году в галерее Уффици, где она хранилась, икона чудом уцелела, хотя и была повреждена осколками, один из которых попал прямо в сердце младенца. Кто это был? Воинствующие противники церкви, или просто вандалы, решившие уничтожить бесценные творения (в музее собраны произведения Ботичелли, да Винчи, Рафаэля), - до сих пор неизвестно. Но ценность "Мадонны с младенцем" даже после реставрации не уменьшилась, наоборот - дополнительные исследования подтвердили авторство Джотто, которое прежде вызывало споры учёных.
Создать выставку из небольшого количества произведений (из Италии привезли только две работы) всегда сложно, признаются сотрудники Третьяковки. Чтобы позволить зрителю окунуться в особую атмосферу, было найдено специальное архитектурное решение. Специальные арки должны напоминать своды итальянских церквей, которым принадлежали представленные здесь иконы.
На двустороннем алтарном комплексе из церкви Санта-Репарата изображены особо почитаемые святые Флоренции. Так было до недавнего времени, пока Роберто Бодди, отвечающий за сохранность шедевров, не обнаружил на иконе ещё одну фигуру. Нацарапанное изображение при беглом взгляде можно принять за узор потрескавшейся краски. Оказалось, что и здесь не обошлось без хулиганства, правда, древнего.
"Повреждения нанесены каким-то острым предметом. Трудно определить, к какому времени это относится. Но карикатура у ног Магдалены и чернила на глазах у Девы Марии точно не современные. Скорее всего, это было совершено в период богоборчества и отрицания догматов церкви", - считает реставратор Роберто Бодди.
С картинами Джотто - не только шедеврами мирового искусства, но и свидетелями исторических событий - в Италии расставаться не хотели. Договориться о том, чтобы на время вывезти иконы в Россию, удалось, лишь отправив во Флоренцию произведения не менее прославленного русского иконописца Андрея Рублёва. Только такой обмен итальянцы сочли приемлемым. Тем не менее, сопровождать работы Джотто в Москве приехал архиепископ Флоренции лично.