В Санкт-Петербурге состоялась премьера спектакля «Спящая красавица» в постановке Начо Дуато
Это первая по-настоящему крупная постановка прославленного хореографа Начо Дуато в Михайловском театре. Известный своими смелыми экспериментами испанец - удивил публику и на этот раз.
Во время репетиции Начо Дуато постоянно призывает слушать музыку и артистов, и оркестр, и даже осветителей. Маэстро даже не показывает, а пропевает движения.
"Нужно просто следовать за музыкой Чайковского, не надо претворяться или стараться быть умнее его - и тогда все получится", - говорит художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато.
Постановка "Спящей красавицы" в Петербурге для испанского хореографа - настоящий вызов.
Всего месяц назад прошла громкая премьера этого же балета в Большом театре. На открытии партию Авроры танцевала Светлана Захарова. И этот спектакль - уже третья версия прославленного Юрия Григоровича. Рисунок танца, сочиненный Мариусом Петипа 120 лет назад, до сих пор оставался неизменным. А вот отдельные номера сокращали, меняли местами и даже заставляли танцевать героев под музыку другого персонажа. Так что изначальную хореографию Петипа уже не восстановить. Постановщики неизбежно предлагают лишь свои версии - редакции - балета.
А вот Начо Дуато решил эту традицию нарушить. И придумать на музыку Чайковского совершенно новые движения. Причем, сольную партию, кроме звезд Михайловского Ирины Перрен и Натальи Осиповой, будет танцевать и прима Большого - Светлана Захарова. Таким образом, в репертуаре этих балерин сразу две Авроры. Непохожие одна на другую.
"С одной стороны мы видим какие-то незнакомые движения, но при этом всё выглядит как-то очень стильно, очень классично и в то же время современно", - говорит прима Большого театра, приглашенная балерина Михайловского театра Светлана Захарова.
Это и есть главная интрига дуатовской постановки. Его называют мастером одноактных балетов в стиле модерн. Три из них уже идут в Михайловском театре. И публика, понятно, ждет какой-то подобной хореографии и в "Спящей красавице". Но попадает на вполне академичный спектакль. В эпоху рококо и барокко.
Начо Дуато уверяет, что и не собирался сражаться с классикой, делать авангардный танец. Но чтобы сюжет стал более динамичным, пришлось пойти на некоторые жертвы.
"Я сократил одну вариацию Авроры, потому что когда я упоминаю о "Спящей красавице", народ сразу говорит - это такой скучный и длинный спектакль!" - отмечает художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато.
Дух волшебства, мир фей и эльфов воссоздала на сцене сербская художница Ангелина Атлагич. Еще в детстве она прочла знаменитую сказку, но книга была без иллюстраций. С тех пор, говорит, и рисует "Спящую красавицу". В Петербург она привезла почти две сотни эскизов к костюмам. Каждый из них - ручная работа. Только на одно платье феи Карабос ушло 54 метра шелка и почти килограмм стекляруса.
"Эти камни в спектакле выглядят очень красиво и дорого. Но для меня главное не стоимость, а вложенный в них труд и любовь мастера. Они сделаны индивидуально для каждого артиста и, надеюсь, помогают им войти в образ", - говорит художник-постановщик спектакля Ангелина Атлагич.
Билеты на премьеру в Михайловский раскупили еще полгода назад. Ведь эта постановка настоящее событие. В России со времен Мариуса Петипа этот балет ни разу не ставил иностранец. В афишах всего мира под названием "Спящая красавица" - имена Чайковского и Петипа. В Михайловском отныне Чайковского и Начо Дуато. В театре понимают, это рискованный эксперимент. Получился он или нет - судить зрителям.