В Москве молодые художники представили на суд жюри яркие идеи и художественные эксперименты
Награда современному искусству. В Москве объявили лауреатов премии Кандинского. Жюри оценивало работы 40 молодых художников в 3 номинациях. Проекты были самые разные, например, яйца, говорящие об агрессии, или художественно осмысленные урны для голосования.
Кратчайший путь в большое искусство. Для молодых художников премия Кандинского - если не путевка в жизнь, то, во всяком случае, дверь в широкую аудиторию. Подать заявку на участие в конкурсе может любой желающий. И, минуя задворки чужих галерей и выставки, в буквальном смысле проснуться знаменитым. Парящая над гранитным основанием буква "К" - как бесспорный знак качества там, где споры – непременный атрибут профессии.
Полина Канис, молодая художница из Санкт-Петербурга, свою первую серьезную награду получила за проект "Яйца". Сама она называет это метафорой, с помощью которой попыталась разобраться в тех формах жертвенности и агрессии, которые общество готово принимать и поощрять. Как и большинство работ, представленных на суд жюри, это художественный эксперимент.
Такой подход отличает премию Кандинского от других наград в сфере искусства. Здесь поощряют художников, не работающих на продажу, а прокладывающих путь в будущее культуры. Эти художники, по словам лауреата "Премии Кандинского" Анастасии Рябовой, "занимаются глубокими исследовательскими проектами". Они "не только создают какие-то рыночные артефакты, но и пытаются как-то исследовать среду, ее анализировать и переосмыслять", добавляет художница.
Переосмысление, впрочем, не только для молодых. Всемирно известный режиссер Питер Гринуэй уверен: молодые куда лучше владеют искусством создания виртуальных образов. Для многих художников постарше такие способы самовыражения - все еще "терра инкогнита". "И вы, люди, которые являются частью произошедшей цифровой революции, должны показать нам, более старшему поколению, как пользоваться этим языком, технологиями, метафорами, возможностями, которые открывают для искусства такие широкие горизонты", - считает художник, кинорежиссер Питер Гринуэй.
Впрочем, большинство экспонатов, номинированных на премию, все же можно было потрогать руками, иногда в самом прямом смысле. А то и поучаствовать в их создании. Как, например, в инсталляции еще одного лауреата - Юрия Альберта. Посетители выставки должны были отвечать на вопросы об искусстве и бросать свои ответы в прозрачные урны: слева – "да", справа – "нет". Этакий эстетический плебесцит.
"Для нас очень важно, чтобы за рубежом наше искусство воспринимали не как экзотику или этнографический феномен, а как важное и органичное звено в мировом культурном процессе", - говорит председатель попечительского совета "Премии Кандинского" Шалва Бреус.
Искусство рождается здесь. И пусть пока его язык зачастую понятен лишь избранным, организаторы и учредители премии уверены: идеи художников, выйдя из подобных творческих лабораторий, не могут не найти своего адресата хотя бы просто потому, что именно за ними будущее.