Скульптурная композиция «Ангелы со светильником» возвращается на крышу Исаакиевского собора
В Санкт-Петербурге готовятся к сложнейшей операции. Через несколько часов на крышу Исаакиевского собора вслед за скульптурой апостола Павла вернут и отреставрированных "Ангелов со светильником". Этой ночью 15-тонную конструкцию в условиях строжайших мер безопасности провезли по улицам Петербурга.
С момента создания медные ангелы ни разу не спускались на землю. Одна из лучших работ скульптора Ивана Витали возвышалась на 35-метровой высоте - на крыше Исаакиевского собора. В 19 веке светильники в руках посланцев божьих зажигали в честь Воскресения Христова. Но в веке 21-м нести службу ангелы уже не могли: постамент прогнил, чугунный каркас проржавел, медная оболочка обветшала.
"Они простояли 150 лет без капитального ремонта. Это большой срок. Это война - дело в том, что юго-западная сторона была повернута к Пулковским высотам, где стояли немецкие пушки, соответственно, были большие повреждения собора", - рассказал директор реставрационной фирмы Александр Гринцевич.
"Ангелов со светильником" с крыши Исаакия сняли пять лет назад. Изумились - технология, которую применял Иван Витали, и сейчас считается уникальной - гальванопластика. Скульптуру не отливают, а наращивают - миллиметр за миллиметром покрывают медными слоями.
В других странах такие монументы тоже есть, но наши - самые большие. И как их восстанавливать не знал никто. Предлагали даже ангелов распилить и поставить в музей, а на крышу собора вернуть их бронзовую копию. На помощь реставраторам пришли военные, ученые, нанотехнологи. И вот обновленная композиция, покидает мастерские.
Доставка "Ангелов" на Исаакиевскую площадь - еще одна уникальная операция, которую пришлось разрабатывать специально. Ведь вся скульптурная группа, даже разобранная на детали, громадна - почти в три человеческих роста, весит более 15 тонн. Перевозка такого груза - ювелирная работа, а с учетом того, что путь лежит через петербургские мосты, еще и опасная.
Именно поэтому "Ангелы" возвращаются в храм ночью. С особыми предосторожностями их крепят на платформе. В пути сопровождают наряды полиции. Поворот на шоссе, выход на набережную, первый мост. Движение - не более 10 км/ч. Всего автоколонна преодолевает четыре водных преграды: Обводный канал, река Фонтанка, канал Грибоедова, река Мойка. И вот скульптуры опускают перед входом в собор. На крышу их поднимут в полдень. И реставраторы гарантируют, после этого человеческие руки могут не касаться небесных посланников еще лет 100.