Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
27 ноября 2011, 22:18

О судьбе кинематографа в России накануне премьеры нового фильма о Владимире Высоцком

Еще одно событие недели, далекое от политики. Кинематографисты и кинопроизводители на этой неделе обсуждали с премьером Правительства пути развития кино в нашей стране. В последнее время появляется много замечательных фильмов, снятых в России и для России, они выигрывают международные фестивали, но в кинотеатрах по-прежнему основное время занимают американские блокбастеры.

Так уж сложилось: кино в России больше, чем кино. Очередное заседание Совета по кинематографии его глава премьер-министр Владимир Путин начал с рассказа о своем походе в кино.

"Посмотрели фильм Высоцкий. Замечательный фильм. И там вчера сразу заговорили о финансовой стороне кинопроизводства. Это действительно важно. Нужно создать эффективные механизмы поддержки производства отечественных фильмов, заниматься развитием сети кинопроката. Между тем и о такой ключевой теме, как содержание, мы с вами забывать не должны", - сказал Владимир Путин.

Еще в 2009 году из-за качества фильмов, правительство поменяло сценарий работы с кинокомпаниями. До этого помогали всем подряд и понемногу. Результат особо не интересовал - снимают и ладно. В итоге множество студий просто создавали иллюзию кино - проносили львиную долю субсидий мимо съемочной площадки. Уже два года основную часть господдержки распределяют между безоговорочными лидерами рынка.

"Мы можем сами планированием заниматься репертуарным, то, чего раньше не было, потому что мы знаем, что за нами государство и нам выделяются деньги, и поэтому есть шанс делать некие фильмы - события, где мы можем увеличивать бюджеты, чтобы сделать это зрелищем", - говорит генеральный директор студии "ТРИТЭ" Леонид Верещагин.

Цикл создания фильма около 3 лет. Подводить итоги, с одной стороны, рано. С другой, трудно. Истинные сборы знают только те, кто кино показывает. Тем, кто кино делает, по сути, остается верить кинотеатрам на слово. Ни доверия, ни общей картины кинопроката сейчас нет.

"Мы не можем ориентироваться в том, что происходит. Сбит прицел, что называется. Мы не можем понимать, сколько собрала та или иная картина", - отмечает Верещагин.

Рассеять туман должен был Единый билет - система, отслеживающая каждый проданный билет в кино. Закон о нем принят. Но пока не работает.

"Сформулируйте, пожалуйста, ваши предложения, чтобы мы могли ввести изменения в действующее законодательство, все, что касается единого билета, номера единого билета, штрафных санкций за неиспользование этого оборудования", - предложил Владимир Путин.

Вспомнили на заседании и об одном из первых законах Голливуда - этическом кодексе Хейса. Подписывая его в 1930 году, киносообщество решило ценности показывать правильные, а пороки не рекламировать. Владимир Путин посоветовал российской киноэлите подумать над этим опытом "Фабрики грез", подчеркнув: ни о какой цензуре речь не идет. На кинорынке государство и впредь будет не запрещать, а помогать. И скоро зритель это почувствует. Его ждет целая серия мощных премьер: "Высоцкий", "Елки-2", "Харламов".

"Чтобы делать зрелища, нужны деньги, ну и талант; в первую очередь талант, потом деньги; а это новая система, в общем, позволяет. Я думаю, в ближайший год выйдет довольно большое количество больших фильмов. Мы все знаем, в частности, про Высоцкого, который тоже часть этой программы", - рассказал режиссер Валерий Тодоровский.

Картина "Высоцкий. Спасибо, что живой" стала событием еще до выхода в прокат. Во-первых, это же Высоцкий! Он до сих пор вызывает восхищение, интерес, национальную гордость и почти родственную любовь миллионов.

"30 лет с лишним прошло, а вот сейчас выходит картина о нем и почитайте, что там в Интернете творится, насколько он людей продолжает цеплять", - говорит сын Владимира Высоцкого, автор сценария фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой" Никита Высоцкий.

Но самое главное - Высоцкий в эти кинокадры как будто шагнул из кино документального. Сходство поразительное.

"Работали долго. Началось 5 лет назад. Долго искали актера, который мог бы сыграть Владимира Семеновича. Понимали, что такого актера нет. Поэтому придумали совмещение выдающейся актерской игры, грима, графики, то есть актера, который играет Владимира Семеновича, в титрах нету. Мы никому не рассказываем, как устроен секрет", - говорит генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

Владимир Путин первым из простых зрителей узнал тайну картины. Откроют ли ее остальным - неизвестно. Но даже те, кто играл вместе с главным героем, без подсказки не обошлись. А зная, все равно часто забывали о реальности.

"У меня полное ощущение, что я был партнером Владимира Высоцкого", - поделился впечатлениями актер Максим Леонидов.

"Вдруг идет человек, я вижу, идет, конечно Высоцкий, я был в шоке, конечно", - говорит Дмитрий Астрахан.

Уникальный, живой грим накладывали актеру больше четырех часов. Ему буквально создавали новое, хорошо знакомое лицо. Уже после съемок в дело вступала компьютерная графика. Часть таких технологии нигде и никогда не применяли. Но те, кто это сделал, меньше всего хотели создать на экране клон Владимира Высоцкого.

"Это не двойник. И это не демонстрация возможностей современного кино. Это создание художественного образа моего отца", - говорит Никита Высоцкий.

"В 2011 году на экраны выходит фильм, в котором играет Владимир Семенович Высоцкий. Я по-другому к этому даже не могу относиться", - делится эмоциями актер Иван Ургант.

И вот он снова на сцене Дома культуры в Бухаре. В зале, в массовке, есть те, кто не смог попасть на его выступление 30 с лишним лет назад. Хотя билеты были. В 1979 они даже не догадывались, почему их встречу с кумиром отменили. Короткие гастроли в Узбекистане чуть не превратились для артиста в последнюю гастроль. "Высоцкий, спасибо что живой" - это пронзительная как удар током история, которую до этого знали единицы.

"В этих нескольких днях, мне кажется, сошлось все: и любовь, и предательство, и болезнь, и победа, и творчество, и свобода, - говорит Никита Высоцкий. - Эта история вдруг мне открыла отца моего".

На экране известная и неизвестная правда о поэте с гитарой. Он жил как пел. На нерве, на пределе. Его энергии и безрассудства хватило бы за глаза и другу и врагу.

Временами главным недругом для Высоцкого был сам Высоцкий. И об этом тоже честно рассказывается в картине. Что удержало тогда Высоцкого на краю - главный вопрос фильма. Отвечая на него, зритель увидит большое, зрелищное российское кино. Не о небожителе. Не о памятнике. А о живом человеке, который жил, чтобы гореть. И горел, чтобы жить.

Читайте также: