В Москве открывается выставка фоторабот культового режиссёра Стэнли Кубрика
Снимки Стэнли Кубрик сделал в конце 40-х для американского журнала. Яркие эпизоды из жизни простых людей и голливудских знаменитостей того времени, фактически именно с них началась карьера мастера. Работы другого фотохудожника рассказывают о тайнах звёзд современных. Причём все секреты Жан Пигоцци узнаёт буквально из первых уст.
С первых шагов эта история, как захватывающий детектив. Ведь много лет за фотографиями, сделанными Стэнли Кубриком в юности, охотились почти все музеи мира, но даже сам режиссёр "Космической одиссеи" и "Заводного апельсина" не знал, где их искать. Профессору Райнеру Кроне повезло больше всех. Однажды его осенила блесятщая мысль: ведь Кубрик целых 5 лет работал фоторепортёром культового американского журнала "Лук".
"Я тут же побежал в магазин, где продавались старые журналы и скупил все номера журнала "Лук" с 1945 по 1950 годы! Лихорадочно начал их листать, и был просто ошарашен, когда вдруг обнаружил множество потрясающих фотографий, под которыми было написано имя фотографа: Стенли Кубрик!" - рассказывает куратор выставки, искусствовед, профессор Райнер Кроне.
Прицельные поиски журнальных архивов помогли найти 12 тысяч бесценных негативов, снятых Кубриком. Он не просто фиксировал жизнь, а рассказывал истории. Одна из них про 12-летнего чистильщика обуви с одной из улиц Нью-Йорка. Микки - самый обычный мальчишка, увлекается боксом, играет с друзяьми, лазает по заборам и гоняет голубей. Но камера Кубрика делает из него звезду, героя свего времени. Или история о собаках Большого яблока и их хозяйках. Кто бы мог подумать, что эти снимки через 60 лет посчитают образцом фэшн-фотографии.
Ведь если задуматься, то всё это не просто серии фотографий, а, по сути, неизвестные фильмы великого Стэнли Кубрика! Будь это Колумбийский университет в дни создания атомной бомбы или будни бедной рыбацкой деревушки в Португалии. Каждый раз фотокамера Кубрика снимает, не останавливаясь, делая по 200, 300, 400 снимков подряд. И если бы сегодня их можно было соединить между собой, то фильмография режиссёра, наверняка, стала бы гораздо богаче.
Садясь на корточки, Кубрик смотрел на мир глазами детей. С высоты их небольшого роста восхищался цирковыми животными и амерканскими горками в парке аттракционов. На его снимках послевоенный Нью-Йорк звучит медью джазовых орекестров и раскрывает свои самые интимные тайны. Будь это квартира голливудской звезды и затворника Монтгомери Клифта или закулисы знаменитого кабаре Копакабана.
Впервые в Москве сегодня, наверное, и ещё более откровенная коллекция снимков. Бизнесмен и эксцентрик Жан Пигоцци привёз в Россию самые недоступные и шокирующие подробности жизни своих друзей. А среди его друзей, похоже, все знаменитости мира.
"Это человек, который знает всех, если можно знать всех. Если есть мир звёзд, то это - его семья!" - говорит директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова.
В отличие от назойливых папарацци, ему не нужно прятаться в кустах и переодеваться в официантов, ему и без того открыты двери на все закрытые вечеринки и в звёздные дома. Охотно позируя, например, Сильвестр Сталлоне демонстрирует брутальный поцелуй, Джек Николсон обмахивается веером, а акула бизнеса Билл Гейтс всматривается в пасть акулы окаменевшей.
Иногда, правда, друзья Жана Пигоции всё же говорят ему "стоп!" и закрывают объектив руками. Но вовсе не потому, что боятся быть излишне откровенны, а лишь когда от фотовспышки уже рябит в глазах.