Стивен Спилберг в интервью Первому каналу рассказал, как создавались «Приключения Тинтина»
В дни школьных каникул в российский прокат выходит лента одного из самых знаменитых режиссеров планеты. Фильм "Приключения Тинтина: тайны Единорога" Стивен Спилберг снял с помощью суперсовременных технологий. Звезды Голливуда обрели внешность рисованых персонажей из классических комиксов про юного репортера и его белого фокстерьра: это герои, созданные бельгийским художником Эрже.
Съемочной группе Первого канала, единственной из мировых телекомпаний, удалось записать интервью с режиссером после европейской премьеры на родине Тинтина, в Брюсселе. Отвечая на вопрос о том, как прошел день премьеры, Стивен Спилберг напомнил, что Тинтин в Бельгии – культовая фигура.
"Когда я решился на экранизацию, я знал, что есть фанаты Тинтина, которые знают его вдоль и поперек, - сказал режиссер. - Мы могли сделать эту историю более кинематографичной, но решили сохранить дух персонажей, их мир, их отношения". Спилберг отметил, что "чувствовал поддержку поклонников комикса, их любовь к Тинтину". "Это было лучшее утро в мире!", - сказал режиссер. Он упомянул и о награде, которую ему вручили: "Это рыцарское посвящение своего рода, титул командора Ордена Короны". "Это был совершеннейший сюрприз для меня, я ношу сегодня весь день, не снимая", - добавил он.
Стивен Спилберг рассказал о своих корнях: "Мои бабушки и дедушки из Украины, родились в Одессе, точнее, даже под Одессой. Я рос в семье, в которой говорили на трех языках: английский, русский и идиш. Мой отец был радиолюбителем и во времена "холодной войны" он настроил связь с родственниками из Украины, представляете, как это было опасно! Я тоже тогда подружился с одним русским парнишкой. Мы переписывались азбукой Морзе, прямо в разгар "холодной войны" мы посылали друг другу коды по радио".
По словам Спилберга, влияние на его творчество оказали работы советского режиссера Сергея Эйзенштейна: "Язык Эйзенштейна – международный. Он научил меня двум вещам: огромные полотна, масштабные картины, словно гигантские динамические фрески, и трогательные детали, персональные истории. Словом, от большого к малому".
Стивен Спилберг рассказал и о некоторых особенностях съемочного процесса, в частности, о съемке лица крупным планом: "Понимаете, это очень мощный, драматический инструмент, и у него особое место в повествовании – главный акцент. Но если каждый кадр крупный, он теряет свою силу. Великие режиссеры полвека назад использовали его очень экономно. Сегодня господствует телевидение, экраны стали мелкие, крупный план больше не драма, просто иначе героя не рассмотреть. Он теряет свое драматическое качество. Крупный план нужно использовать только, если точно знаешь, что без него не обойтись". При этом режиссер подчеркнул, что все "обязательно должны попробовать делать фильмы". По его словам, "это удивительный способ понять себя, понять кто ты на самом деле".
Отвечая на вопрос, какое сражение Второй Мировой войны он выбрал бы для фильма об этом времени, Спилберг ответил: "Блокада Ленинграда. Очень драматичная история, трагичная. А еще я бы обязательно бы рассказал историю о том, как русские вошли в Берлин, как водружали красный флаг над Рейхстагом. Я видел документальные съемки, это потрясающая история".
Перейдя к теме о создании ленты "Приключения Тинтина", режиссер рассказал о секрете кинематогрфичности этого комикса: "Рисунки так же динамичны, как и мелькающая картинка за окном поезда. Там все двигается и здесь все также двигается. Это благодаря позам Тинтина. Он, как локомотив поезда, заставляет картинку двигаться. Как он стоит напряженно на цыпочках, как он слушает - как будто сейчас оживет. Джими Беллу, который играл Тинтина, пришлось буквально заучить позы, учиться двигаться как герой. Комиксы были нашим гидом, проводником".
По словам Спилберга, о существовании такого героя, как Тинтин, он узнал лишь после выхода фильма "Индиана Джонс", когда французские критики стали сравнивать главного героя с Тинтином: "Я понятия не имел кто это, я попросил достать мне книгу как можно быстрее – их еще не опубликовали в Америке, с жадностью прочитал и понял, что это абсолютно разные герои. Но в своей страсти к приключениям – как родственники! Секреты, загадки истории, приключения, путешествия, археология. Писатель Эрже выбрал ту же дорогу, что и мы, только гораздо раньше. Так что мы с ним тоже похожи - оба страстно любим приключения".
"Все призвано для того, чтобы рассказать историю, интересно рассказать", - сообщил режиссер, отвечая на вопрос о значении новых технологий в кинопроизводстве. "Я не смог бы снять фильм "Парк Юрского периода", если бы не компьютерная графика, - отметил Спилберг. - Новые технологии помогают рассказать нам выдуманные истории как абсолютно реальные". "Важно, чтобы при этом кино и драматургия оставались на первом плане", - подчеркнул режиссер.
Известно, что прежде чем приступить к съемкам, режиссер подробно изучает историю, о которой пойдет речь в фильме. Стивен Спилберг рассказал о своей работе над картиной "Близкие контакты третьей степени". "Когда я создавал этот фильм, я очень хотел верить, что они (инопланетяне) существуют, что бывают на нашей планете. Я был очень молод. Во время Второй Мировой было много сообщений об НЛО. Я изучил все статьи, репортажи, истории. С возрастом я стал более цинично относится к подобным вещам. Я стал старше. И, если честно, эта тема перестала меня интересовать. Сегодня я пересматриваю те же "Близкие контакты", и понимаю, что это скорее фантастика, чем документальное кино".
"Когда я был моложе, мне очень хотелось верить – сила легенды. Миф вторгается в твою жизнь, и возникает параллельная реальность - это настоящее чудо и одновременно опасность. И уже очень сложно отделить вымысел от реальности. Теперь мне хватает жизненного опыта, чтобы сохранять это равновесие – между выдумкой и реальностью", - заключил режиссер.