Торжественное открытие Большого театра, который был на реконструкции 6 лет, состоится 28 октября
28 октября в Москве состоится торжественное открытие Большого театра. Он находился на реконструкции долгие 6 лет, и за эти годы была проведена масштабная реконструкция. Театру вернули уникальную акустику, роскошные интерьеры и фактически вдвое увеличили его общую площадь.
На сцене Большого - КАМАЗы, краны, мешки с цементом, трубы водопроводные и - духовые. Это не последние строительные работы, а генеральная репетиция церемонии открытия. За масштабную и долгожданную реставрацию и реконструкцию артисты благодарят Глинкой.
Строители на сцену Большого пришли 6 лет назад. Когда здесь поставили первые леса, выяснилось: работы больше, чем можно было представить. Фундамент, как мозаика, состоял из множества разрозненных частей. 15 вертикальных трещин разрывали здание на куски, зрительный зал раскололся надвое. Театр износился до дыр в буквальном смысле. Состояние не просто аварийное - Большой мог рухнуть в любой момент.
Тогда и разработали уникальный инженерный проект: под здание вбили тысячи стальных свай, по периметру в грунте соорудили стену и вручную 3 года вытаскивали старый фундамент. После чего сделали новый и опустили на него театр. Только тогда смогли войти реставраторы. В общей сложности, 3 тысячи специалистов - лучшие мастера со всей страны, их кропотливый труд даже под ногами.
А на стенах почти драгоценные ткани. Чтобы сплести лишь метр такого полотна, нужен день. На весь театр - 750 метров шелковой ткани - ушло 3 года кропотливого труда на единственном в своем роде станке, который восстановили по старинным чертежам.
Здесь же воссоздавали редкий цвет - раскаленного чугуна. Красильщики восстановили уникальный рецепт отвара из шишек зверобоя. Изъянами гобеленов мастера даже гордятся. Если приглядеться, то легко заметить, что двуглавые орлы отличаются по цвету от основы - следы политики на полотне искусства.
Почти год лоскутки ткани изучали. Еще 5 лет оттирали с обеих сторон до тех пор, пока вата, как ни три, оставалась белой. Стены театра, наоборот, из белых превратились в расписные.
Чудовищная история - так о Белом зале говорят искусствоведы. Собственно, белым он стал в советское время, когда было слишком хлопотно восстанавливать росписи, и их просто закрывали слоями белой штукатурки. Некоторые предметы исчезли вообще безвозвратно, как уникальные вазы. Их восстанавливали по рисункам и фотографиям. Тончайшая работа - легко доказать.
Но главная достопримечательность - даже не театр, а уникальное звучание Большого. До неузнаваемости за последние 100 лет изменился звук, как только театр потерял статус Императорского. Мест в зрительском зале стало в 2 раза больше, поставили перегородки из ДСП, в качестве изоляции прибили пенопласт, вместо пластин резонансной ели недостающие куски лепнины замазали цементом. А когда нашли барабан под оркестровой ямой - акустическую воздушную подушку - решили, что это недодел, и залили цементом.
В результате в рейтинге оперных театров Большой, в прошлом один из лучших, по акустике оказался на 55-м месте. Вот почему было важно восстановить XIX век с его идеальный звучанием. Под ярусы вернули ель, вместо гипсовой лепнины - папье-маше, пол - под наклоном, а под оркестровой ямой - 20,5 метров пустоты. Кроме того, пространство стало шире. Музыку здесь измеряют в цифрах.
"Есть большие партитуры, как, например, музыка Рихарда Штрауса, которые требуют очень большого состава музыкантов, которые должны комфортно располагаться в яме, – рассказывает пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова. - Раньше всегда приходилось думать, какие инструменты не брать, как их потеснее посадить. Сейчас свободно может сесть 130 человек".
Реставраторы говорят, Большой стал величественнее прежнего. Никогда еще не были восстановлены интерьеры эпох разных императоров одновременно, каждая - в момент своего расцвета. Вечером в этом зале - первые зрители. На сцене Большого будет солировать Большой. Сегодня у него - главная партия.