В Москве открылась выставка работ художника Николая Ге
Путешествие шедевров. Пропавшие в прошлом веке в России, случайно купленные на блошином рынке в Европе и, наконец, возвращенные на Родину работы Николая Ге впервые представлены широкой публике. Выставка, посвященная юбилею знаменитого художника-передвижника, сплошь состоит из неожиданных открытий.
Название для первой за 40 лет масштабной выставки Николая Ге искали недолго. "Что есть истина?" - не просто полотно, открывающее экспозицию. Оно само - научное открытие.
С картиной "Что есть истина?" связана поистине детективная история. Написанная в 1890 году, она, в отличие от многих работ Ге, была, что называется, на виду. Последние годы выставлялась в Третьяковской галерее. Со временем на холсте появилось темное пятно, напоминающее чью-то голову. Но что скрывается за этим пятном, смогли выяснить только сейчас.
Для этого внушительный холст просветили рентгеновскими лучами - по частям, иначе аппарат не позволяет. Собранные воедино 33 снимка открыли секрет картины. Выяснилось - фигура Христа скрывает женские очертания. А темное пятно - действительно голова другого Христа, написанного ранее.
"Мы увидели, что она счищена. Какие-то детали одежды оставил. Барышню он оставил, так как есть. И на этом месте он пишет лицо Христа", - рассказывает заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи Лидия Гладкова.
По этим элементам и сохранившейся фотографии эксперты сделали вывод. Перед ними другое произведение Ге – "Милосердие". Ее искали почти 110 лет. Почему художник зарисовал, уничтожил "Милосердие", можно только догадываться. С одной стороны, ее плохо приняли зрители и критика. С другой стороны, у небогатого Ге могло просто не хватать холстов. Автор знаменитой картины "Петр Первый допрашивает царевича Алексея" - вообще головная боль для современных реставраторов.
"У него не было времени написать какой-то вариант, отставить его, попробовать другой. Он на этом же холсте пробовал все новые и новые варианты. Переписывал лицо Христа в картине "Суд Синедриона", и она в худшем состоянии сохранности сейчас", - рассказывает куратор выставки Татьяна Карпова.
"Суду Сенидриона" тоже досталось от современников. Образ сына божьего был очень далек от канонического. Картину завернули в газету - ее следы до сих пор видны на краске - и спрятали. После цепочки владельцев она оказалась в хранилище Третьяковки. Из-за дешевого лака практически потемнела. В 2008-м ее буквально спасли реставраторы галереи.
Швейцарец Кристоф Больман по-своему спас коллекцию рисунков Ге. Он купил их в 1974 году на блошином рынке.
"Я не представлял, кто их нарисовал. Знал только, что русский художник. Но меня поразила сама живопись. Я провел настоящее расследование, прежде чем узнал их автора", - говорит коллекционер Кристоф Больман.
Накануне выставки, где впервые представлены сразу 200 предметов живописи Николая Ге, эти рисунки выкупили спонсоры Третьяковки. Известно, что в Европу графику когда-то вывез сын художника. Вывезенные им другие шедевры отца, что называется, растворились. Поэтому символичен финал экспозиции - не картина, не рисунок известного русского художника, а фотография в натуральную величину - "Распятие", 1894 год, место нахождения - неизвестно.