Человеку, придумавшему Штирлица, писателю и журналисту Юлиану Семенову могло бы исполниться 80 лет
Сегодня исполнилось бы 80 лет одному из самых известных советских писателей. Юлиан Семёнов - автор, как бы сейчас сказали, культовых бестселлеров: по его романам и сценариям сняли "Семнадцать мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить", "Майор Вихрь", "Петровка, 38". Мастер и журналистского расследования, он прожил жизнь, похожую на остросюжетный роман.
Поселок Мухалатка, 40 км от Ялты по Севастопольской трассе. А потом еще крутой подъем в горы по узенькому серпантину. Здесь и находится лучшее место на земле по версии писателя Юлиана Семенова.
"Вилла Штирлиц" - гордо назвал свое убежище классик советского приключенческого романа. Помимо литературных достижений, Юлиан Семенов воспитал двух дочерей, построил дом в Крыму, и посадил здесь две пальмы и кипарис.
Младшая дочь писателя - Ольга Семенова - стала биографом и создателем музея знаменитого отца. Литературная слава пришла к Семенову в 35 лет, после выхода романа "Петровка, 38" и его экранизации.
Чтобы работать журналистом, ему пришлось взять псевдоним: он выберет Семенов - по имени отца. Семена Ляндреса, бывшего соратника Бухарина и редактора газеты "Известия" арестовали в 1952 году. Юлиан от отца не отрекся, его исключили из комсомола и из института. Спустя 2 года Ляндреса выпустят, но Юлиан так и останется "сыном врага народа".
"Он стал оторванным после того, как отца посадили. Ему терять было нечего. Он был выгнан из института, и он понял, что он может жить как хочет и рисковать все время", - рассказывает Андрей Кончаловский.
Обширная география его поездок удивляла даже бывших однокашников по Институту востоковедения: Вьетнам, Лаос, Чили, Никарагуа, Куба, Афганистан. Он там, где войны, революции, перевороты.
"Обломок американского самолета папа привез из Вьетнама-Лаоса, где был военным корреспондентом газеты "Правда". Он там жил в пещерах, его контузило, он оглох на одно ухо. У него на глазах самолет сбили партизаны, и он подобрал еще горячий обломок", - рассказывает Ольга Семенова.
Кто-то из друзей посоветовал: чтобы восстановить слух - носить серебряную серьгу. Эта деталь довершила и без того слишком неформальный для советского журналиста и писателя внешний вид. Он не мог не раздражать партийных функционеров своими потертыми джинсами, застиранной голубой рубашкой и даже бородой.
"Недоброжелатели говорят, что Семенов хотел походить на Хемингуэя, поэтому он отпустил бороду. Неправда! Семенов не хотел бриться каждый день, ему это претило, он считал, что поскольку все время в командировках - какое там бритье под бомбами! Посмотрите фотографию - даже если Семенов сбреет бороду, он все равно будет похож на Хемингуэя!" - говорит Ольга Семенова.
Валентин Гафт считает, что Юлиан Семнов был очень близок к Хемингуэю, не только как к писателю, но и как к человеку – такой же "сильный, стойкий, мужественный, храбрый и очень умный человек".
Хемингуэй был его кумиром. Юлиан Семеныч мечтал о знакомстве, но впервые смог поехать в Америку уже после смерти "великого Хэми".
В мире у Семенова репутация неоднозначная. Его книги выходят огромными тиражами - к концу 80-х это 300 млн экземпляров, фантастическая для Запада цифра. "ТАСС уполномочен заявить" и романы о Штирлице - абсолютные мировые бестселлеры. И вместе с тем преследует негласная репутация советского шпиона.
На родине его не любят высокие руководители, особенно Суслов. Но покровительствует всемогущий глава КГБ Андропов. Благодаря содействию Андропова Семенов получает доступ к архивам спецслужбы.
Свою страсть к расследованию главных тайн века Семенов реализует и как создатель газеты "Совершенно секретно". "Я так боюсь не успеть" - лейтмотив его последних творческих лет.
"Алчное ощущение работы не оставляет меня, это порою бывает действительно страшно - не успеть, написать все то, что обязан написать", - говорил Юлиан Семенов.