100 лет назад родился Марк Бернес
Его считали родным едва ли не в каждой советской семье. Писали письма с одной лишь пометкой "Москва, Марку Бернесу" и послания доходили до адресата. Сегодня артисту, которым была очарована вся страна, исполнилось бы 100 лет. Свои песни он исполнял просто, без пафоса, как бы вполголоса, но так, словно убеждал: всё будет хорошо. И ему верили...
Он не был ни одесситом, ни профессиональным певцом, ни дипломированным актером. Но после фильма "Два бойца" в Одессе ему присвоили звание почетного гражданина, его песни звучали в каждом дворе. А скольких мальчишек, родившихся в конце войны, очарованные этой улыбкой родители называли Костями и баюкали их, напевая Бернесовскую же "Темную ночь".
Константин Шилов, наверное, один из тех самых мальчиков, потерял на войне отца, и в своем детском воображении заменил его образом Марка Бернеса. Спустя десятилетия, исследуя воспоминания и документы любимого актера, он понял: чуть ли не каждая советская семья считала Бернеса родным.
"В одном письме из Краснодарского края, человек не знает, чем отблагодарить и пишет, что каждый месяц он будет посылать Бернесу ящики с помидорами. Или другое письмо из Липецка, где написано просто: "Москва, киноактеру Марку Бернесу". И это доходило", - рассказывает автор книги о Марке Бернесе Константин Шилов.
Известным и любимым Марк Бернес стал именно после песни из кинофильма "Человек с ружьем", которой не должно было быть вообще, равно как и самого персонажа - матроса Кости Жигулева. "У нас все матросы в массовке", - говорил режиссер фильма "Человек с ружьем" Сергей Юткевич. Но Бернес вместе со вторым режиссером Павлом Армандом за ночь сочинили образ и песню, перевернувшую судьбу никому не известного артиста.
"Утром они страшно вдохновленные побежали к Юткевичу, ему Бернес эту песню напел, Юткевич тут же к ним присоединился, и они пошли пешком к Шостаковичу", - рассказывает дочь Павла Арманда Рене Арманд.
Шостакович был не единственным композитором, на которого Бернес оказал свое влияние. Человек, не имевший ни слуха, ни голоса, но обладавший потрясающим чутьем на хорошую музыку и настоящие стихи. За этот особый подход к тому, что исполнять, Марка Наумовича Бернеса друзья прозвали "сам себе Наумычем".
"Марк "сам себе Наумович" позволял этим поэтам говорить правду об их стихотворных произведениях. Он говорил: "Это ужасно, ну как ты мог такое написать, это же никакого образа нет! Надо же что-то рассказать!" То есть, он избирательно подходил к стихам песенным. Так же он был немузыкальным человеком, но с композиторами он работал, как ему было удобно!" - говорит народный артист России Иосиф Кобзон.
У Бернеса было много друзей, но официальная власть его недолюбливала. Он был слишком независимым от чиновников, и в 1958-м это обернулось настоящей травлей. В центральной прессе о нем писали едкие фельетоны. Именитые композиторы объявляли его песни пошлыми. Бернеса перестали снимать в кино. Говорили, что он мнителен и боится заболеть раком. Последнее было правдой. От страшного недуга у Бернеса умерли отец, сестра и первая жена Полина. По чудовищному совпадению, у Марка Бернеса тоже обнаружили неоперабельный рак легких.
Песня "Журавли" стала последней, в журавлиной стае Марк Бернес увидел свое место. В студии "Мелодия" во время записи многие плакали, понимая, что Бернес уходит и что больше не будет этой улыбки и тихого голоса, которыми была так очарована огромная страна.
Сегодня на Первом канале - документальный фильм, посвященный Марку Бернесу, начало в 15:10.