В состав труппы Большого театра готовится войти один из самых выдающихся танцовщиков современности
Американец Дэвид Холлберг, блиставший на лучших западных сценах, сделал, по его собственному признанию, самый трудный выбор в своей жизни и согласился переехать в Москву. Судя по всему, он нисколько об этом не жалеет.
Идеальный принц, к тому же умный. Мечта балерин всего мира. Вышколенный в классе при самом снобистском театре - Парижской Опере, сделавший блестящую карьеру в Нью-Йорке. Ему 29, его хотят все, но Дэвид Холлберг едет в Москву. В кулуарах между последними американскими репетициями - все шутки о грации прыжков через океан.
Обычный завтрак - сок и йогрут, купленные наспех перед театром в кафе. Обед ввиду сурового распиания случается редко. Последний раз это было 2 месяца назад. Холлберг гастролировал с Американским Балетом в Москве, когда худрук балетной труппы Большого театра Сергей Филин пригласил его отобедать вдвоем. Впоследствии этот ланч в Америке назовут историческим.
"Я подумал, а почему бы нет? Во всяком случае, как говорят в России, за спрос денег не берут. Я сделал Дэвиду предложение", - рассказывает художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин.
"Он сказал: я хотел бы, чтоб ты вошел в труппу Большого как премьер", - вспоминает Дэвид Холлберг.
"Не солистом, который станцует один или два спектакля - а вот прийти и стать сегодня членом нашей большой семьи", - говорит художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин.
"Я был шокирован, я не мечтал никогда на самом деле об этом, я просто никогда не думал, что это возможно всерьез. Но человек, сидящий за столиком напротив меня, не шутил", - вспоминает Дэвид Холлберг.
Хотел сразу сказать "да", но, как полагается в таких случаях, взял паузу. И даже не предполагал, как его короткое "да" потом будет воспринято западной общественностью.
Для американцев эта история - не столько про балет или про передвижение звезд в пространстве, сколько про взрыв в привычном миропорядке. Ведь до сих пор звезды балета уезжали из России на Запад - на этот раз события разворачиваются в обратном направлении.
Ровно 50 лет назад на Западе остался легендарный танцор Рудольф Нуриев, за ним - Михаил Барышников, после - побег был поставлен на поток. После холодной войны бегство как явление прекратилось, но Большой не нуждался в "импорте" , продолжая выращивать внутри своей школы лучших танцоров мира.
Главная американская газета "Нью-Йорк Таймс" сегодня посвящает несколько полос, включая первую, истории вопроса. Иностранцы могли присоединяться к труппе, но среди них уже лет 120 не было ни одной звезды мирового масштаба. Уже через несколько дней Холлберг приедет в Россию - пока это будут гастроли международной постановки "Короли танца", в которой этот король впервые предстанет в новом качестве премьера Большого.
После 8 часов репетиций подряд, он едва успевает отвечать на телефонные звонки, на ходу дает интервью, его ловят с поздравлениями на улицах, наконец, уставший, садится в такси. За перегородкой безразличный к пассажирам водитель слушает радио:
Прежде чем отдать руку и сердце Большому, признается, что едва не сошел с ума, что это был самый трудный выбор в жизни, что давила ответственность перед словом "Большой". Выбирал не между США и Россией, а собственную судьбу, которая у танцоров на сцене - короткая.
"Принятие решения заняло у меня так много месяцев, постоянные беседы с Сергеем Филиным, с людьми из Большого, в конце концов, я могу сказать, мы сделали то, что происходит, я еду в Москву - это хорошее чувство. Теперь уже что-то вроде облегчения", - говорит Дэвид Холлберг.
Привычный путь от театра до нью-йоркской квартиры - скоро все останется в прошлом. Его родители собираются навестить совсем неизвестный им город Москву. В ноябре они с первого ряда увидят своего сына на сцене Большого. Для самого Холлберга Россия - страна не очень понятная, в которой его пока поражают два факта: в каждом крупном городе - театр, и публика - благодарная как нигде. Начинает учить русский, и знает точно, каким будет его первое слово в Большом: "Спасибо".