Жители нескольких городов России смогут увидеть одну из самых ярких постановок миланской сцены
Уральские и сибирские любители театра скупают билеты, чтобы увидеть одну из самых ярких постановок миланской сцены "Арлекин, Слуга двух господ". В каждом городе артисты дают только один спектакль и тут же отправляются дальше. Свое турне по России они начали с Ханты-Мансийска.
За 65 лет знаменитый спектакль давали примерно две тысячи раз - в театре уже давно сбились со счёта. И, перепробовав всё, сегодня труппа играет в самых скромных, но наиболее выразительных декорациях. Простой дощатый помост, как в площадном театре и три полотна, с виду похожих на шторы. Зато легко позволяют во время действия перемещаться с улицы в дом синьора Панталоне, а оттуда - прямо в таверну Бригеллы. Так, что всё гениальное - просто!
Казалось бы, какие ещё могут быть репетиции, если многие актёры легендарной миланской труппы уже по полжизни играют свои роли? Но оказалось, им важно вовсе не привыкнуть к новой сцене, а, как в спорте, - разогреться, чтобы зритель увидел именно то фееричное действо, которое и поставил в 1947 году великий режиссёр Джорджо Стрелер. 14 лет назад, когда его не стало, вся труппа поклялась играть спектакль, пока в театр приходит хотя бы один зритель.
"Стрелер был моим учителем. Так вот, он говорил мне: Арлекин - это не просто слуга двух господ, это сильная личность, которая, поднимается, прежде всего, над собой и добивается всего, чего хочет. И каждое поколение зрителей открывает в нём человека, которым они мечтали бы быть", - говорит режиссёр "Пикколо театро ди Милано" Стефано де Лука.
Он хорошо помнит, как дрожал от волнения, когда стал им в первый раз. Сегодня Феруччо Солери - самое место в какой-нибудь книге рекордов. В пёстром костюме и под маской Арлекина он живёт уже полвека. И после всех его кульбитов зрителям часто невдомёк, что Арлекину, на самом деле, совсем не двадцать.
"Последние лет тридцать меня все только и спрашивают: не надоело ли мне играть одну и ту же роль? И я всегда говорю: Да, вы с ума сошли! Каждый раз это совершенно другой персонаж! Арлекин - он же гений, мистификатор, фонтан эмоций и приключений! Как такое может надоесть?", - говорит исполнитель роли Арлекина Феруччо Солери.
С постановкой "Арлекино, Слуга двух господ" театр "Пикколо" исколесил весь мир. И было время, когда происходящее на сцене и вовсе не переводили с итальянского - и зрители прекрасно всё понимали. В этот раз, вдобавок к субтитрам актёры специально выучили несколько фраз по-русски.
"А как меняются лица зрителей, когда мы играем спектакль где-нибудь в Японии или Китае? В первом акте они ещё не понимают, что происходит, и как они, вообще, здесь оказались. Ко второму - многие уже сидят, удивлённо открыв рот. Ну, а в третьем - абсолютно все уже хохочут! И маленькие дети, и старики", - рассказывает исполнитель роли Арлекина Ферруччо Солери.
Несмотря вроде бы на XVIII век, здесь всё очень современно и узнаваемо. Любовь и ревность, интриги и вражда. А исторические костюмы лишь подчёркивают, что Гольдони писал о вечном.
"Здесь такие страсти! Мы с Кларичче уже обручились, но вдруг появляется её бывший жених, мой соперник! Скажите, как такое можно терпеть? И, конечно же, неизбежна дуэль", - говорит актёр "Пикколо театро ди Милано" Стефано Онофри.
"Ну, не знаю, как Сильвио, а я точно страдаю и мучаюсь. Я же не могу открыть всю правду ни тому, ни другому", - говорит актриса "Пикколо театро ди Милано" Анна-Мария Россано.
В Ханты-Мансийске, где и стартовал уникальный проект Чеховского Театрального Фестиваля - турне самой знаменитой Комедии Дель Арте по городам России, в день спектакля купить билет было невозможно. Многие зрители, чтобы оказаться здесь, проехали не одну сотню километров.
"И здесь люди, которые не только себя посвящают искусству, но и широкая публика. Они, конечно, заинтересованы, чтобы эти центры их стали такими же культурными столицами, как Москва и Санкт-Петербург", - говорит генеральный директор Международного Театрального Фестиваля имени А.П.Чехова: Валерий Шадрин.
Гастрольный график итальянцев в России настолько плотный, что уже через три часа после спектакля фуры с декорациями и костюмами отправляются в следующий город. И если ещё вечером это Ханты-Мансийск, то уже утром это Тюмень. И билеты, кстати, тоже не купишь. А впереди ещё - Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Казань. К тем, кто давно соскучился по хорошему театру, но так и не попал на спектакли Чеховского в Москве, фестиваль теперь приедет сам.