Народный артист РФ, великий мультипликатор Юрий Норштейн принимает поздравления с 70-летием
Гений анимации отмечает сегодня юбилей. Юрию Норштейну - 70 лет. Признавая заслуги и талант Норштейна, его коллеги говорят так: Юрий Борисович для мировой анимации, как Эйзенштейн для кино - автор шедевров, самого милого "Ежика в тумане" и в общем - первый из первых.
Яблоки падают в снег. Они ложатся так мягко, будто сами сделаны из ваты. Лошадь стоит по колено в тумане, и ежик боится, что если она ляжет спать, то может захлебнуться в нем. Каждый мультфильм Норштейна - философская притча. Ничего лишнего. Отмерить не 7, а 77 раз. И найти единственно верный образ.
"Творческая воля должна быть такой силы, чтобы ты сумел пройти через все ухищрения рисуночков, каждый из которых сам по себе, может быть, и хорош, но все вместе не составляют общей энергии", - говорит мультипликатор Юрий Норштейн.
Юрий Норштейн пришел в анимацию практически с улицы. Отец был рабочим, мать - воспитательницей в детском саду. Не имея даже высшего образования, лишь закончив курсы мультипликаторов, 20-летний Норштейн перешагнул порог "Союзмультфильма". Его метод назвали "альтернативной мультипликацией". Не рисованная, не кукольная - режиссер использовал технику так называемой многоярусной перекладки. С помощью тысяч крохотных деталей, контуров на прозрачной пленке, он создавал собственный мерцающий мир - разительно непохожий на все, что было до него.
Юрий Норштейн категорически не вписывается в формат современной анимации, в эпоху 3D, когда мультфильмы рисуются и считаются на мощных компьютерах, когда труд мультипликаторов автоматизирован настолько, что больше напоминает работу программиста, чем работу художника, пространство Юрия Норштейна живет и дышит. Его лес, его небо, его туман - все это настоящее, честное, живое.
"Сеча при Керженце", "Цапля и журавль", "Ежик в тумане" раздвинули границы мультипликации. Критики упрекали Юрия Норштейна в том, что он делает элитное кино. Уверяли: оно будет непонято публикой, привыкшей к простым решениям и незамысловатым сюжетам. Фильм "Сказка сказок" госкомиссия просто не приняла, внеся в сценарий множество правок.
"Я встала и говорю: "Я при таком присутствовать не желаю!" Встала и хлопнула дверью: "Юра, никакого закадрового текста, никаких изменений, этот фильм будет во всех музеях мира!", - вспоминает Людмила Петрушевская, писательница, соавтор сценария к мультфильму "Сказка сказок".
Спустя всего лишь год "Сказка сказок" возьмет Гран-при на международном кинофестивале во Франции и первую премию на фестивале в Канаде. Еще через 4 года по результатам международного опроса "Сказка сказок" будет признана лучшим анимационным фильмом всех времен и народов.
Норштейн остро переживал развал "Союзмультфильма". От этого удара художник не смог оправиться и по сей день. Автор "Ежика в тумане" уверен: мультипликацию невозможно развивать поодиночке, необходимо творческое сообщество, в котором постепенно, мучительно, но неизбежно проступят новые лица.
"В этом пространстве они не могут не появиться - это закон генетики, закон генетической устойчивости, тогда появляются те, кто вдруг на основе уже виденного, сделанного, прозревает новые, иные стороны мультипликации. И тогда появляются ее вершины", - уверен Юрий Норштейн.
После ухода из "Союзмультфильма" режиссер много ездил по миру с лекциями, всегда собирая полные залы. За вклад в развитие мультипликации Юрий Норштейн удостоен Ордена восходящего солнца - одной из высших наград Японии. Лауреат премии "Оскар", знаменитый аниматор Хаяо Миядзаки называет Норштейна своим учителем.
"Я узнал, что тебе, уважаемый учитель, исполняется 70. Ну и что? Мне тоже 70. Я думаю, ты будешь работать над своей "Шинелью" и в 80, дорогой друг мой Норштейн", - так Хаяо Миядзаки поздравляет Юрия Норштейна с юбилеем.
"Шинель" - нынешняя работа Юрия Норштейна. Он врезался в нее с размаху, нырнул с головой и не может всплыть вот уже три десятилетия. Короткая повесть Гоголя открывает режиссеру все новые грани, ставит перед ним вопросы, не ответить на которые он считает себя не вправе.
"Я всегда говорю: задача должна быть на грани невыполнения. Тогда ты невольно тянешь весь свой состав, организм - умственный, физический - за ту черту, которую ты не можешь прагматически обозначить, которую ты можешь только чувствовать как творческий человек", - говорит Юрий Норштейн.
Это черта между немыслимым и невыразимым. Она проходит сквозь все его образы, пронзительные и простые: дом, свет, мама.
И как же так получилось, что детская пугалка в интерпретации Норштейна стала такой щемяще-трогательной, такой близкой, что вполне взрослым людям до боли хочется, чтобы к ним пришел тот самый серенький волчок из сказки и унес в самое лучшее место на земле - туда, где до сих пор живет их детство.
В ближайшее воскресенье в 12:15 смотрите на Первом канале документальный фильм о творчестве Юрия Норштейна "Вышел ёжик из тумана".