Фильм Александра Сокурова «Фауст» выиграл один из самых престижных призов в мировом кинематографе
Главное событие недели в кино. 10 сентября жюри одного из самых престижных киноконкурсов мира - Венецианского кинофестиваля - единогласно проголосовало за фильм русского режиссера Александра Сокурова "Фауст", назвав его лучшим. Александр Сокуров, один из немногих наших режиссеров мирового уровня, с первой попытки стал четвертым обладателем Золотого льва из России. До него высшие награды в Венеции получали лишь Андрей Тарковский, Никита Михалков и Андрей Звягинцев.
Ни Джордж Клуни, ни Дэвид Кроннебрег, ни даже Роман Полански - никто из звездных и признанных, кого метили в лауреаты, не получил в Венеции наград. За исключением Александра Сокурова. На него ставили с самого начала, по крупному, и не ошиблись. Фильм "Фауст"- обладатель Золотого венецианского льва.
В разное время лучшими фильмами Венецианского фестиваля становились "Иваново детство" Андрея Тарковского, "Урга территория любви" Никиты Михалкова, фильм "Возвращение" Андрея Звягинцева. Сокуровский "Фауст" - четвертый Золотой лев в истории отечественного кинематографа.
30 лет Сокуров вынашивал свою версию "Фауста". Работал в архивах, погружался в работы немецких философов, изучал живопись времен Гете. Выстраивая кадр, опирался на классика и его размышления о том, как свет влияет на цвет. И даже задавался вопросом: в каком цвете звучит немецкая речь?
Фильм Сокурова, кстати, звучит на языке оригинала. Гетевский дух и гетевское время отражены в нем в самых мельчайших подробностях. Но режиссер подчеркивает: это не экранизация фундаментального в мировой литературе произведения.
Юрий Арабов – сценарист и давний соавтор режиссера – фактически переписал классика. Вместо Мефистофеля у него в красном плаще и с острой бородкой у него уродливый ростовщик. Грэтхен не идет на казнь. Фауст не уносится на небеса, прощенный Всевышним. Эта картина - финальная часть тетралогии, в которой кинопортреты Ленина, Гитлера и японского императора Хирохито. Он – единственный в этой компании литературный персонаж, но именно его образ помогает понять трех предыдущих и замысле режиссера.
"А вы знаете, что "фауст" переводится с немецкого языка как "кулак"? На самом деле тетралогия, это, конечно, такая сложная конструкция о жизни, амбиции, потерях мужчин, потому что мир создают мужчины, они ответственны, они авторы всех проблем, они авторы всех несчастий, они авторы всех войн", - говорит режиссер.
Звезд, за которыми охотятся теле- и фотокамеры, в этой картине нет. За исключением, пожалуй, Ханны Шигула, сыгравшей в картине крошечную роль. Немцы, австрийцы, чехи, исландцы - своих актеров он искал по всей Европе, добиваясь максимального попадания в образ.
Роль Фауста сыграл актер венского театра Йоханнес Зейлер. Ростовщика-Мефистофеля - Антон Адасинский, много лет назад уехавший из России и обосновавшийся в Германии. Оба - актеры тонкие, искусные, яркие и совершенно неизвестные широкой публике. Их именами завлечь публику в кинозал будет сложно. Да и высокая фестивальная награда не гарантирует проката. Про Сокурова говорят: его обожают критики, но кассы он не делает.
Одним из первых победителя поздравил российский премьер. Позвонил, как только стало известно о награде. В том, что фильм дошел до экрана, пусть и пока только фестивального, Владимир Путин сыграл не последнюю роль.
Александр Сокуров осторожно открывает бархатную коробку. В ней – самая высокая награда из всех, что доставались ему до сих пор. Но особого трепета к золотой статуэтке режиссер, кажется, не испытывает.
"У меня они дома, там, на шкафу, на верхней полке под потолочком живут. Но это всего-навсего знак, какой-то символ. Завтра уже об этом все забудут. Мы уже думаем о другом, у нас уже другая жизнь", - говорит режиссер.