На Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма Александра Сокурова «Фауст»
Венеция аплодирует Александру Сокурову. В основной конкурсной программе кинофестиваля его "Фауст" произвел фурор. Это единственная российская лента, и, судя по реакции зрителей и критиков, - явный претендент на "Золотого льва".
Ехать на премьеру своего фильма Александр Сокуров не собирался. Именитому и всем миром признанному режиссеру в престижных зарубежных киносмотрах досадно не везет: его мечтают видеть в Каннах, обожают в Венеции, но "Пальмовую ветвь" и "Золотого льва" не дают.
"Небольшой я сторонник конкурсов и конкурсная вся эта стряпня мне очень не нравится. Но надо быть, потому что надо как-то помочь фильму стартовать, начать жить", - сказал режиссер Александр Сокурова.
Для съемок фильма под Прагой построили целый город. В нем скрупулезно воссоздали атмосферу Германии начала XIX века, когда Гёте писал Фауста: что ели, что пили, что носили в ту эпоху - педантичная достоверность в деталях влетела продюсерам в копеечку. Съемки не раз останавливали. Фильм едва успел к фестивалю.
Звезд, за которыми охотятся глянцевые журналы, в картине нет. За исключением, пожалуй, Ханны Шигула, сыгравшей крошечную роль. Австрийцы, чехи, исландцы - актеров Сокуров искал по всей Европе, добиваясь максимального попадания в образ. Фауст - немец Йоханес Цайлер. Мефистофель - Антон Адасинский, уехавший из России много лет назад и обосновавшийся в Германии.
Фильм звучит по-немецки. Сокуров счел, что экранизация фундаментального в мировой литературе произведения должна сохранить язык автора. Для него Гёте - это все.
"Это фундамент европейской литературной цивилизации. Если бы не было Гёте, по моему представлению, не понятно какой был бы Пушкин, и не знаю, был бы вообще Достоевский или нет, например", - считает режиссер Александр Сокуров.
Впрочем, экранизацией картину Сокурова все же назвать нельзя. Режиссер читает между гётевских строк. Поединок Фауста и Мефистофеля, извечная борьба добра и зла достигает у него предельного накала.
"Два персонажа - Фауст и Мефистофель - у Сокурова слишком близки. И вы даже в какой тот момент не понимаете, особенно в конце фильма, кто есть кто. Кто тянет вперед, кто останавливается, роли меняются", - говорит исполнитель роли Фауста Йоханес Цайлер.
Венецианская публика встретила премьеру 10-минутной овацией.
"Его можно смотреть даже без звука. Я собираюсь пересмотреть его еще раз, чтобы снова просто насладиться этими съемками. Это уже не просто кино, а что-то идущее дальше", - говорит один из зрителей.
"Я не ожидала такого. Очень сложно. Я ждала другого Фауста, поближе к Гете", - отметила зрительница.
"Когда читаешь Гёте, даже представить не можешь такой изобразительный ряд. Но когда видишь фильм Сокурова, понимаешь, что Гёте должен быть именно таким", - убеждён ещё один из посетителей фестиваля.
Еще до начала фестиваля фильм Александра Сокурова числился в фаворитах, наиболее вероятных претендентах на главную награду - "Золотого льва". Как оценит "Фауста" жюри во главе с американским режиссером Дарреном Аранофски, станет ясно в эту субботу, 10 сентября, когда фестиваль будет подводить итоги.