В Шотландии проходит знаменитый Эдинбургский театральный фестиваль
Пожалуй, нигде в мире сейчас нет такого количества режиссеров, актеров, музыкантов и танцоров, как в Эдинбурге. В городе в эти дни проходят сразу несколько фестивалей! Театральный фестиваль, фестиваль юмора, фестиваль танца, фестиваль военных оркестров! И все это в одной шотландской столице. Но самая главная площадка не где-то в старом театре или концертном зале. Она - в центре города, и актером тут может стать любой.
Смысл мини-спектаклей на улице в том, чтобы заманить людей на большие премьеры. И на зрителя охотятся не только студенты. Джон Малкович, он в Эдинбурге не актер, а режиссер, решил сам раздавать афишки, но вместо этого пришлось раздавать автографы. Пока до его премьеры осталось пару дней, Малковича уговорили сходить на русскую классику.
В этом действе трудно разглядеть "Дядю Ваню": остроумный водевиль, сыгранный молодыми американцами из театра "Мувмент Базар" называется "Антоновы дяди". И хотя в конце концов понимаешь, что на сцене есть и профессор Серебряков, и нелепый Вафля, и Иван Войницкий, все как-то не верится, что это действительно Чехов. "Конечно, мы усилили комическую составляющую. Мне кажется, в Америке, да и в Европе тоже, Чехова играют слишком серьезно, слишком скучно. Как будто это драгоценная ваза и ее бояться разбить!", - пояснил происходящее на сцене режиссер театра.
Эдинбургский фестиваль идеально подходит для того, чтобы по-доброму "терзать" классику. Тут, если сыграно хорошо, зритель всегда оценит эксперимент. Да и подыграет с удовольствием. Тем более когда зовут на сцену и просят побыть молоденькой профессорской женой. В таком спектакле даже реп-монолог не кажется лишним.
Американцы ставят опыты с классикой, а хозяева фестиваля, шотландцы, осваивают новое сценическое пространство. Мистическую пьесу для двух роялей и четырех скальпелей пианист и актер Дэвид Пол Джонс играет в университетском морге. Для спектакля, исследующего природу жизни и смерти, место до жути подходящее. "Наша аудитория привыкла к экспериментам. Людям надоело сидеть в зале, им хочется двигаться, им интересно, когда в ходе пьесы их перемещают с места на место!", - говорит режиссер. Зрители охотно играют в учеников профессора Грида. И делают все, что он попросит. Они ведь не знают, что этот романтический монстр мечтает сделать из них пособия для анатомического театра.
Все зрители невредимые вышли на волю. Чтобы развеяться, многие пошли в бар. Но театр продолжается и за барной стойкой. Грег Шайнак, в прошлом программист, а сейчас один из лучших шутников Лос-Анджелеса, вполне убедил зрителей, что он - известная поисковая система в Интернете. Уставший поисковик - ему надоели одни и те же вопросы от обленившихся пользователей - хочет, чтобы люди тренировали память и не мусорили в сети. "Люди пишут на Твиттере, чем они завтракали! Какая бессмысленная трата времени! Мне вот, например, совершенно все равно, что вы ели на завтрак - английскую булочку или борщ!",- говорит актер. В конце моноспектакля Грег выгоняет зрителей на улицу и советует не висеть часами в Интернете. Ведь Эдинбургский фестиваль идет всего две недели. Лучше не портить глаза перед монитором, а сходить в театр.